"Москва-Сити" не сможет решить проблему пробок в столице
Московские власти рассчитывают, что проблему пробок в столице удастся решить за счет вывода офисов из центра, в том числе и в многоэтажные здания делового центра "Москва-Сити", где имеется достаточно парковочных мест. Однако ряд аналитиков с этим не согласны.
На нехватку парковочных мест и бедную инфраструктуру "Москва-Сити" в первую очередь обращают внимание владельцы зданий и девелоперы. Дело в том, что уже к концу 2007г., когда "Москва-Сити" будет построен на 80%, на 1 машиноместо в комплексе будет приходиться 116 квадратных метров офисов.
"Естественно, парковка является тем вопросом, который задают арендаторы, – говорит в эфире РБК-ТВ в программе "Недвижимость" управляющий директор компании Jones Lang LaSalle Владимир Пинаев. – Но не проблемы с парковкой приводят к отказам со стороны арендаторов. Скорее, их сдерживает цена аренды в "Москва-Сити".
В.Пинаев сообщил, что по окончании проекта будут введены специализированные парковки-перехваты и т.д. "Одно машиноместо на 100 квадратных метров, - заметил он, - по сегодняшним меркам абсолютно нормальное явление. И с проблемой парковки сталкивается любой проект в центре Москвы". То есть с открытием "Москва-Сити" проблемы с пробками отнюдь не разрешатся. Логика чиновников: пробки в центре рассосутся. Логика "Сити": даже если они немного рассосутся в центре, они возникнут на подступах к деловому центру.
Не понизится ли капитализация проекта "Москва-Сити" из-за пробок? "Я не думаю, что из-за транспортной проблемы капитализация упадет. Востребованность площадей однозначна, и для инвесторов это будет решающим фактором", – отрезает В.Пинаев.
Впрочем, на первых порах проблемы с наполняемостью делового центра все же могут возникнуть – об этом говорит опыт аналогичного центра "Кеннери Уорф" в Лондоне: арендаторы не видели возможности быстро туда добраться. Остается надеяться на площадь "Москва-Сити", которая в разы больше и "Кеннери Уорф", и "Дефанс" (Париж).
Проект позиционирован для компаний финансового сектора: ИК, банки, консалтинг и т.д. На сегодня известно, что там разместятся банк ВТБ, Ситибанк, Ренессанс-Капитал и др. Для якорных арендаторов на сегодня годовая ставка аренды - 900 долларов за квадратный метр (без операционных расходов и НДС). Но на поздних этапах компании арендуют площади и по цене 2 тысячи долларов за квадратный метр.
"Согласно стратегии собственников проекта (АО "Сити") здание сначала будет целиком сдано в аренду, а потом продано соответствующим фондам, – рассказал В.Пинаев. – "Москва-Сити" не будут продавать по этажам. В то же время сегодня мы знаем о продаже башни "Федерация" компании Mirax Group. Стоимость покупки составила порядка 11-12 тысяч долларов за квадратный метр".
Как бы то ни было, но на пробки в городе "Москва-Сити" повлияет также слабо, как идея back-офисов (офисы на окраине для сотрудников, проживающих в дальнем Подмосковье), заключают эксперты. Особенно с учетом того, что, сохраняя такие темпы офисного бума, в ближайшие 2 года столица выйдет на второе место по темпам развития рынка офисов. Несмотря на рост предложения, спрос растет еще быстрее: квадратный метр офисной площади дорожает рекордными темпами.