Ипотека не справляется с первичным жильем
Рынок ипотечных кредитов в стране развивается высокими темпами: во втором полугодии 2006 г. он удвоился. Эксперты сходятся во мнении, что ипотека как механизм за последние пару лет пустила корни в экономике страны. Но насколько глубоко?
По данным Ассоциации российских банков (АРБ), доля ипотечных кредитов в общем количестве ссуд незначительна – 6%. И по большому счету рынок ипотечных кредитов остается недоступным для массового потребителя: количество семей, прибегнувших к ипотеке, мизерно – 0,1%.
При этом ипотека прижилась, главным образом, на вторичном рынке, не став локомотивом для строительства нового жилья – именно эти надежды изначально возлагались на нее. По данным Агентства по ипотчено-жилищному кредитованию (АИЖК), объем сделок на первичном рынке в этом году составил всего 13%. Вторичный рынок называют "перегретым".
При этом первичное жилье, на первый взгляд, более привлекательно – как для потребителей, так и для банков. Прежде всего низкой ценой: ставка кредита на первичном рынке ниже на 2-3%, чем на рынке вторичного жилья. К тому же новые квартиры обеспечены более качественным сервисом, предполагают возможность индивидуальной планировки и т.д.
"Но ипотечный кредит на первичном рынке в принципе некорректное понятие, – уточняет в эфире телеканала РБК гость передачи "Капитал" Елена Клепикова, руководитель программ в сфере жилищного финансирования IFC. – Ипотечным является только тот кредит, который уже обеспечен жильем. На первичном же рынке покупается лишь право на приобретение жилья".
По словам Клепиковой, такие сделки перегружены рисками. "Довольно часто цены в договоре инвестирования или в договоре о долевом участии не фиксируются, и в течение строительства существенно вырастают", - говорит она.
Работая с первичным рынком, банки вынуждены анализировать как риск дефолта самого заемщика, так и риск дефолта застройщика. Естественно, что дополнительные риски требуют страховки. Возникают дополнительные расходы также и на мониторинг строительства и т.д.
Впрочем, некоторые банки готовы выдать кредит клиенту на контракт с застройщиком даже без проведения соответствующего финансового мониторинга строительной компании. "Но если банк не связан со строительной организацией и не контролирует ее финансовые потоки, то и ставка по кредиту возрастает", – рассказал Алексей Розоренов, начальник департамента розничного бизнеса банка "Зенит".
Но таким образом нивелируется главное преимущество ипотеки на первичном рынке – цена. Банкиры не согласны принимать на себя риски застройщиков и перекладывают их на плечи клиентов. Выдавая кредит на приобретение еще не существующей квартиры, банки ставят главным условием предоставление в качестве залога уже существующей квартиры.
Очевидно, рынок первичного жилья целиком зависит от состояния дел в строительном секторе. Нетранспарентный строительный рынок просто не пригоден для ипотечных инструментов, объясняют банкиры. Любая фаза строительного цикла: получение участка под застройку или разрешения на строительство и т.д. – это некое ноу-хау строительной компании, которое оборачивается дополнительным риском для банков.
И, казалось бы, в прозрачности строительного сектора заинтересованы все участники, главным образом, строители, которым не хватает средств, банки которые могут эти средства предоставить, страховые компании, обладающие статистикой по рынку в целом. Но воз и ныне там.
Как бы то ни было, банки приходят на ипотечный рынок, и кредитные ставки постепенно выравниваются. Появляются даже основания для их снижения – за счет сокращения инфляции и растущей конкуренции между новыми игроками. Вероятно, достигнув критической массы, банкам все же удастся "сломать" строительный рынок.
Тогда ипотека на первичном рынке вернется к своему первичному значению: банки, кредитуя застройщиков, уже на стадии завершения строительства смогут выдавать ипотечные кредиты физическим лицам под залог квартиры.