"Пятерочка" приобрела недвижимость OOO "Metronom AG" за 200 млн долл.
Крупнейшая в России сеть супермаркетов "Пятерочка" (Pyaterochka Holding N.V) подписала в пятницу обязывающий договор на приобретение 100% акций OOO "Metronom AG" ("Метроном") вместе с принадлежащей ей недвижимостью в Москве за 200 млн долл. наличными и покрытием задолженности. В результате сделки "Пятерочка" станет владельцем торговых помещений в Москве общей площадью 33 тыс. кв. м (стоимостью 115 млн долл.), офисного центра и комплекса дистрибуции в центре Москвы площадью 17 тыс. кв. м (примерной стоимостью 35 млн долл.) с земельным участком площадью 4,3 га с возможностью его использования в дополнительных целях. Сделку планируется завершить до конца текущего года.
ООО "Метроном" владеет также 16 супермаркетами в Москве (7 из которых находятся в его собственности) и осуществляет свою деятельность в России под торговыми марками "Меркадо" и "Меркадона" (Merkado и Merkadona). Объем продаж в магазинах в 2007 году, по оценкам "Метронома", составит не менее 110 млн долл. Супермаркеты после завершения приобретения перейдут "Пятерочке", в которую по состоянию на 1 сентября входило 420 собственных магазинов - дискаунтеров, 141 супермаркет под маркой "Перекресток", а также 539 магазинов "Пятерочка" и 10 "Перекрестков", работающих на основе соглашений о франшизе в России, Казахстане и на Украине. В московском регионе расположено 199 магазинов, в питерском и екатеринбургском регионах – 200 и 21 соответственно. Финансовые показатели "Метронома" также будут генерированы в отчетность "Пятерочки", однако отразятся в ней только по завершении приобретения, то есть не ранее следующего года.
Расширение "Пятерочки" идет ей на пользу, позволяя наращивать обороты и доходы. К тому же приобретения, на наш взгляд, достаточно быстро окупаются. Помимо приобретения "Метронома" и расширения присутствия на московском рынке, "Пятерочка" решила вложить 350 тыс. долл. в открытие первого магазина эконом-класса "Пятерочка" в городе Гатчина (Ленинградской области). В конце 2006 г. - начале 2007 г. компания планирует открыть в городе еще два объекта. Об этом "Пятерочка" сообщила в пятницу. Также компания планирует в дальнейшем активную экспансию в Северо-Западном регионе России. На наш взгляд, "Пятерочке" необходимо укреплять свои позиции в Северо-Западном округе, поскольку, если вспомнить, то ухудшение ее позиций там привело не только к снижению прогнозов по выручке, но и стало причиной падения GDR на 40% в конце 2006 года.
Накануне "Пятерочка" опубликовала операционные результаты за III квартал 2006 года. Продажи в сетях супермаркетов "Пятерочка" и "Перекресток", принадлежащих объединенной компании Пятерочка, выросли в третьем квартале 2006 года на 11% в годовом выражении, а в целом за 9 месяцев - на 10%. Сеть "Пятерочка" увеличила продажи на 8,0% в III квартале и на 7,0% в январе-сентябре, тогда как "Перекресток" показал 15-% годовой рост в третьем квартале и 14-% - в целом за девять месяцев. За третий квартал "Пятерочка" открыла 32 дискаунтера и 8 супермаркетов "Перекресток". В целом за год компания планирует открыть 170 магазинов и увеличить торговые площади примерно на 120 тыс. кв. м. С начала 2006 года этот показатель вырос примерно на 65 тыс. кв. м. Приток покупателей в московских "Пятерочках" вырос в III квартале на 3%, а в магазинах питерского региона сократился на 4%. За 9 месяцев 2006 года средний чек "Пятерочки" увеличился на 9% в Санкт-Петербурге и на 8% в Москве. В то же время "Перекресток" показал 15-%ный годовой рост продаж в III квартале и 14-%ный рост за девять месяцев.
Судя по операционным результатам, рост объема продаж группы "Пятерочка" происходил в основном за счет более динамичного развития "Перекрестка". Рублевая выручка московских магазинов "Пятерочки" в III квартале 2006г увеличилась на 12%, а за 9 мес. 2006 г. – на 13%. В Санкт-Петербурге выручка магазинов "Пятерочки" в отчетном периоде выросла на 4%, а за 9 мес. 2006 г – на 2%. Выручка московских магазинов сети "Перекресток" III квартале 2006г. выросла на 19%, а за 9 мес. 2006 г – на 15%. В Санкт-Петербурге выручка магазинов сети "Перекресток" составила 5% и 2% соответственно.
Резюмируя, скажем, что сделка по приобретению "Метронома" очень позитивна для "Пятерочки", поскольку расширение московской сети позволит компании увеличить рентабельность за счет более высокой, чем в регионах, платежеспособности населения. К тому же расширение за счет покупки конкурентов в условиях ужесточения конкуренции является наиболее простым способом увеличения своей доли рынка. В скором времени "Пятерочка" может занять львиную долю рынка в своем сегменте. В частности – за счет скупки мелких розничных сетей. Однако компания подвержена рискам, связанным с конкуренцией и макроэкономической конъюнктурой. Слабая сторона "Пятерочки" – это ее высокая зависимость от основных акционеров, а также тенденций укрепления рубля и темпов роста ВВП. Взвешивая возможности и риски, мы считаем, что возможности пока перевешивают, и в связи с активным расширением отмечаем наличие потенциала роста бумаг "Пятерочки". Однако стоить помнить, что как бы ни был привлекателен этот актив, риски довольно высоки.
Payterochka Holding N.V. по состоянию на 30 июня 2006 г. включала 1 тыс. 13 магазинов, в том числе 870 магазинов эконом-класса "Пятерочка" в 22 регионах России, на Украине и в Казахстане - из них 391 собственный магазин, в Москве и Московской области (187), Санкт-Петербурге и Ленинградской области (185), Екатеринбурге и Свердловской области (19), а также 143 супермаркета "Перекресток" в 14 регионах России и на Украине, из них 133 собственных, расположенных в Москве (78), Санкт-Петербурге (14), других регионах России (37) и в Киеве (4). Консолидированный оборот объединенной компании в 2005 г. составил свыше 3 млрд долл. (вместе с франчайзи).