Московские небоскребы: pro et contra
В Москве до 2020 г. в рамках программы "Новое кольцо столицы" планируется строительство около 200 высотных многофункциональных комплексов. А основной зоной строительства высоток станет территория, расположенная между третьим и четвертым транспортными кольцами. Как пояснил в программе "Диалог" телеканала РБК главный архитектор Москвы Александр Кузьмин, возведение высотных зданий будет вестись вне исторического центра города, чтобы сохранить так называемые "визуальные бассейны".
Высотка в силу своих габаритов не всегда уместна в определенном городском ландшафте. Кроме того, высотка может перекрывать своими масштабами другие архитектурные постройки, поэтому необходимо не только правильно определить место небоскребов, но и попытаться создать с их помощью определенный комплекс. Как только это удастся реализовать, можно говорить о любимом московскими архитекторами "бассейне визуальных связей".
Почти все новые высотки в Москве будут строиться за счет средств инвесторов. Сегодня на аукционах определены инвесторы по четырем объектам данной программы. Еще по тринадцати высотным зданиям, включенным в программу "Новое кольцо Москвы", инвестиционные торги предусмотрено провести уже в этом году. В настоящее время под программу "Новое кольцо столицы" выделено 60 земельных участков. На данный момент построена первая высотка - "Эдельвейс" на Давыдковской улице. Еще две – башни "Континенталь" на проспекте Маршала Жукова и "Вертикаль" на Ленинском проспекте – в процессе строительства. А самый высокий небоскреб в мире – башня "Россия" (600 м) - планируется возвести в рамках проекта "Москва-Сити". Как пообещал А.Кузьмин, это произойдет в конце 2010 г. Проект башни разработан архитектором с мировым именем Норманом Фостером. Комплекс представляет собой три конусообразные башни. Все три башни будут иметь отдельные входы. В нижних этажах комплекса разместятся паркинги, выше – офисы и гостиницы. В верхней части сделают жилые апартаменты, рестораны. Остальные здания проекта "Сити" будут построены к 2008 г.
Однако строить небоскребы в Москве непросто. В отличие от остального мира, который заболел "небоскребной лихорадкой" еще в первой половине прошлого века, Советскому Союзу, а затем и России, долгое время удавалось избегать этой "болезни". Исключением, с большой натяжкой, можно считать сталинские высотки. И в итоге в России на сегодняшний день не разработаны требования к строительству высотных зданий. Можно сказать, что для каждого небоскреба приходится придумывать "свой джентльменский набор". При этом, что особенно чувствительно для инвесторов, надзорные органы могут выдвигать новые требования не только на стадии проектирования, но и уже в процессе строительства небоскребов. Особенно много хлопот доставляют проектировщикам вопросы безопасности зданий. Так у высоток, должно быть минимум два незадымляемых спуска, вертолетная площадка, а чтобы пожар не распространялся, еще и обязательная отсечка этажей друг от друга. Также должны быть созданы условия для работы пожарных бригад.
Кроме отсутствия строительных норм и правил (СНиПов) для высоток, определенную тревогу вызывает выбор места для возведения высотных зданий. По данным геологов, некоторые небоскребы "Нового кольца столицы" могут оказаться над зонами геологических разломов. Главный московский архитектор согласен, что почва в Москве действительно непростая, однако считает, что строить можно везде, вопрос лишь в том, сколько это будет стоить. По данным А.Кузьмина, около 7% жителей столицы готовы поселиться в высотных зданиях. Однако, по законодательству, в высотных зданиях не может быть муниципального жилья.
Столичные высотки планируется делать многофункциональными. В первую очередь, это конечно огромные площади под офисную недвижимость. По расчетам экспертов, только в ближайшие три-четыре года на московский рынок будет выведено около 1 млн кв. м офисов в высотных зданиях. В некоторых из небоскребов помимо офисов, жилых помещений, магазинов, кафе, ресторанов и фитнес-центров разместятся апартаменты и гостиницы. Примеры размещения гостиниц в высотных зданиях в Москве уже есть - это построенные еще в советские времена отели "Украина" и "Ленинградская". Решение размещать в столичных небоскребах гостиницы назрело давно. Москва не справляется с приемом туристов, столичные гостиницы временами загружены на 100%.
Среднестатистическому москвичу довольно трудно представить себе город в кольце двухсот небоскребов. Многих это ужасает: по их мнению, Москва окончательно потеряет свое неповторимое лицо, другие, наоборот, с оптимизмом ожидают появления в столице супервысотных зданий, считая, что нужно идти в ногу с крупнейшими мегаполисами мира. Однако и тех, и других волнует, как инфраструктура города, которая и так работает на пределе своих возможностей, справится с резко возросшей нагрузкой. Строительство нескольких десятков огромных комплексов только усугубит все проблемы города. Это и растущие транспортные потоки, это и катастрофическая нехватка парковочных мест, это и запредельные нагрузки на городские электросети.
На решение этих проблем потребуются миллиарды бюджетных средств и годы работы. Остается надеяться, что столичные чиновники, инициировавшие массовое строительство небоскребов, будут искать пути решения этих проблем. А пока всем любопытно, как же будет выглядеть Москва к 2020 г.