Площади торговых центров в России достигнут 20 млн кв. м в ближайшие годы
По состоянию на 2012 год Россия занимает третье место в Европе по торговым оборотам после Франции и Германии (данные компании GFK Geоmarketing). При этом, по данным Cushman & Wakefield, обеспеченность торговой недвижимость в России составляет 95 кв.м на 1000 жителей, что в несколько раз ниже средних европейских показателей в 247 кв.м.
К концу 2013 года Россия станет крупнейшим потребительским рынком Европы, если оборот розничной торговли продолжит прирастать ежегодно на 5%, отмечается в отчете о состояние рынка торговой недвижимости в 30 городах России международной консалтинговой компании Cushman & Wakefield.
В России более 500 качественных торговый центров, с общей торговой площадью более 15,4 млн. кв.м. (данные 1 октября 2012). Более 100 торговых центров находятся в стадии строительства, что привнесет на рынок дополнительные 4,6 млн. кв.м.
В соответствии с отчетом, в этом году лидером по количеству торговых площадей на 1000 жителей остается Краснодар (763 кв.м на 1000 жителей). Для сравнения, в Москве, где на сегодня 13 крупных торговых улиц и 107 качественных торговых центров, количество торговых площадей на 1000 жителей составляет всего 303 кв.м. Однако, по оценке аналитиков, в Краснодаре практически отсутствует потенциал для нового строительства.
На втором месте по объемам ввода торговых площадей находится Самара (442 кв.м на 1000 жителей). Примерно столько же площадей было введено в Санкт-Петербурге (437 жителей на 1000 кв.м). Активно застраивается Иркутск (2 ТРЦ на стадии строительства), Тула (4 ТРЦ на стадии строительства). Также, большим потенциалом обладают Новосибирск и Кемерово, где наблюдается дефицит качественных площадей при стабильном платежеспособном спросе.
Самый низкий объем ввода торговых площадей из всех городов-миллионников наблюдался в Казани, где, согласно отчету, в 2012 году было построено порядка 8 тыс. кв.м. Также, в Челябинске после высокой активности 2011 года, в течение которого было построено три качественных торговых объекта общей площадью 150 тыс. кв. м, наступило затишье и новых проектов не заявлено.
Городом с самым низким потенциалом для строительства новых объектов аналитики Cushman & Wakefield признали Тольятти, где на сегодня нет новых торговых центров даже на "бумажной" стадии. Причина столь низкой активности в нестабильной экономической ситуации в регионе и низкой платежеспособности населения.
"Рынки торговой недвижимости городов, активно развивавшихся последние два года, вышли на уровень насыщения и замедление роста. В ближайшие несколько лет, «майка лидера» по объему строительства перейдет в города Сибири и Дальнего Востока", -комментирует заместитель руководителя отдела исследований Cushman & Wakefield Лада Белайчук.