М. Филиппов: "Современной архитектуры не существует"
Строительство в Москве идет промышленными масштабами. За счет него власти решают социальные проблемы, а девелоперы извлекают коммерческую выгоду. И лишь в последнюю очередь и те и другие задумываются о красоте нашего города. О том, к чему приводит такая застройка, о городской архитектуре и, о Москве мы побеседовали с архитектором, лауреатом многочисленных международных конкурсов Михаилом Филипповым.
- Какая она - современная московская архитектура?
- Строго говоря, не только московской, но и вообще современной архитектуры не существует. То, что есть сегодня, должно быть причислено к другому жанру искусства или виду человеческой деятельности. Но относить эти нынешние произведения к тому, что называли архитектурой в старое время, - некорректно.
- А в каком жанре тогда работаете вы?
- Я пытаюсь работать в жанре архитектуры. К примеру, комплекс элитных особняков "Итальянский квартал" (ул. Фадеева, д. 4) - это проект, олицетворяющий город без модернизма. Это концептуальная архитектура - город в городе. Кроме того, сейчас я работаю над огромной резиденцией в виде старинного города для олимпиады в Сочи (Медиа-деревней). Жанром моей работы является город, каким его любят в наше время.
А то, что называют современной архитектурой, является упаковочным дизайном. Это достойное занятие, но оно не является архитектурой. Если вы опросите интеллигентных или не очень жителей спальных районов, то они, за редким исключением в лице архитекторов этих домов, в один голос скажут: "Нет тут никакой архитектуры". Будут тысячи аргументов, как в этом районе хорошо жить, кроме одного - "тут красиво".
- А что скажет архитектор?
- Композиция, доминанта, новый взгляд, новая архитектура. Это ритм, это пространство... Но доказать населению, что здесь был он "художник и творец", не удастся.
- То есть сделать спальные районы красивыми невозможно? И экономкласс - это дома, обреченные на уродство?
- Нет, я спроектировал здание экономкласса (жилой многофункциональный комплекс "Маршал" на скрещении улиц Маршала Рыбалко и Народного Ополчения. - Прим. ред.) - это социальный дом для военнослужащих, отвечающий всем принципам архитектуры. Себестоимость строительства квадратного метра с учетом инженерии и коммуникаций - 29 тыс. рублей. Все это ложь, что современное однообразное строительство дешевле. Просто никто не хочет заниматься созданием красивых домов. В современных спальных районах заложен принцип домостроительных комбинатов. Это не архитектура, это контейнеры, в которых мы живем. В них нет архитектурной плоти, в отличие от старых строений. Любая архитектура символична - она лицо общества. Современные дома с вертикальным ритмом окон, с одинаковыми окошками на первом и двадцать втором этаже, показывают, что все мы одинаковые.
- А как должен выглядеть центр города?
- Люди любят центры старых городов в комплексе, с одним только условием - там не должно быть современной архитектуры вообще. Если они ее видят, то перестают воспринимать город как прогулочную рекреационную зону. Никто не гуляет по современным городам, там люди могут жить, делать покупки. Но трудно себе представить, к примеру, чтобы кто-нибудь поехал в Венецию и гулял бы по Местре. Он может съездить туда по делу или жить там, но гулять - нет. Никто не поедет в Париж ради Дефанса - это смешно.
То, что строят сейчас, не несет в себе рекреационного феномена, это не город, где хочется погулять, отдохнуть глазами. В нынешней "архитектуре" есть польза и прочность, но в ней нет красоты, а без нее она не выполняет свою основную функцию, существующую тысячи лет.
- Многие считают деловой район "Москва-Сити" воплощением новой современной архитектуры. Что вы об этом думаете?
- "Москва-Сити" - это смешная провинциальная ошибка. Мы хотим стать такими же, как Гонконг, но нас ничему не учит горький опыт других стран. Оценив то, что произошло с нью-йоркским Центром мировой торговли, можно было бы понять: демонстрация коммерческой мощи в виде небоскребов - занятие не только непродуктивное, но и опасное. В высотном здании не меньше символики, чем в египетской пирамиде. Небоскреб демонстрирует победу потребительской цивилизации. Боюсь, что сегодня этой цивилизации наступает конец.
- Нынешний экономический кризис каким-либо образом отражается на архитектуре?
- Сегодняшний кризис - это переворот к новому обществу, постпотребительскому, которое должно спасти нас от экологической катастрофы. Должна выйти из моды система потребления. Кстати, потребление на славянском означает - смерть. Заметьте, все, что построено после 1957 года в духе интернационального модернизма, никогда не реставрируют, их просто сносят без сожаления. Даже Центр мировой торговли, хотя он был во всех справочниках и энциклопедиях архитектуры XX века, не стали реставрировать и восстанавливать. В прежнем формате он никому не нужен... Это прогрессизм, здание выходит из моды еще до того, как его построили, а это очень опасно. Дома - это монументальные, сильные вещи, и невероятно энергоемкие, и поэтому менять четыре здания вместо одного в течение 200 лет или чаще - значит забирать огромные природные ресурсы. Кроме того, мобильность эстетики делает вещи "легковесными" и дизайнерски умирающими. Упаковку никогда не берегут и не реставрируют - ее выбрасывают. Но ни один дом не создается с расчетом, что его снесут, это характерно только для японской культуры, где исторически строят из дерева и бумаги, так как страна находится в сейсмоопасной зоне.
- И что же делать?
- Надо прекратить работать в современном стиле. Идеальный район надо строить в духе старого города. Однако стоит учитывать, что применение старых форм архитектуры не делает. Картонная коробка, расписанная под сундук, - это декорация. Нужно чувствовать жанр старой архитектуры, а не заниматься воспроизведением элементов. Для того чтобы создавать красивую архитектуру, нужно очень много работать и развивать в себе художественный опыт. Не только учить основы, но и добиваться эстетического качества. Это тяжелый труд. Архитекторы перестали создавать красивые вещи - это одна из причин, почему в современном мире господствует модернизм.
Беседовала Ольга Петрова
Фото предоставлено мастерской М. Филиппова