Транспортная политика властей ударит по спросу на офисы в центре Москвы
Привлекательность офисов в центре Москвы сильно снизится из-за проводимой городскими властями политики ограничения движения личного легкового автотранспорта в пределах ТТК, прогнозируют эксперты рынка недвижимости.
На рынке уже отмечается отток арендаторов из центра столицы, что является, в первую очередь, следствием общего спада экономики, а уже потом проблемами с пробками в Москву. Этот процесс в ближайшее время будет набираться обороты, а при неблагоприятном сценарии развития транспортной ситуации Москву ждет серьезный спад экономической активности, считают эксперты консалтинговой компании Bluestone Group.
Напомним, что согласно планам столичных властей, все машиноместа на улично-дорожной сети в центре города сделают платными. В течение 2013 года зона платной парковки охватит территории в пределах Бульварного кольца, а к 2016 году в ее состав будут включены территории в пределах Садового кольца и ТТК. Кроме того, в Москве планируется ограничивать число машиномест на внеуличных парковках - так, бизнес-центрам площадью свыше 2,5 тыс. кв. м разрешат организовать парковку лишь на 83 машины.
Такие меры, по мнению экспертов консалтинговой компании Bluestone Group, приведут к значительному падению спроса на офисы в центре Москвы. "Арендаторы очень часто покидают центр из-за высоких арендных ставок и дефицита крупных офисных площадок. Теперь к этим факторам добавится и жестко ограниченная возможность пользования личным транспортом в пределах Садового кольца. Не думаю, что сотрудники офисов, пользующиеся автомобилями, готовы массово пересесть на метро. И что самое важное - метро к этому тоже не готово", - комментирует управляющий партнер Bluestone Group Денис Трущенко.
Также недавно глава столичного департамента природопользования заявил, что не исключено что уже в 2015 году в центр города смогут проехать на автомобилях только местные жители и таксисты.
В конечном итоге внедрение ограничительных мер может привести к серьезному спаду экономической активности на территории города, считают эксперты.
"Москва определенно не готова к введению столь строгих ограничений на пользование личным транспортом. Прежде всего потому, что темпы и направления развития системы общественного транспорта определены неверно. В конечном итоге запретительные инициативы городской администрации могут привести к тому, что многие компании задумаются о выводе офисов за пределы МКАД", - считает генеральный директор Bluestone Group Кирилл Зайцев.
По мнению партнера, руководителя отдела исследований, консалтинга и маркетинга международной консалтинговой компании Cushman & Wakefield Дениса Соколова, безусловно, многие компании, особенно низко маржинальные, не смогут сидеть в центре Москвы, в результате им придется переезжать в более дешевые офисы. Однако в центре по-прежнему останутся крупные международные, инвестиционные, страховые и другие компании", - добавляет он.
"На данный момент новые офисы в принципе не нужны Москве. Сейчас экономика "холодная", роста числа рабочих мест нет, спрос на офисы ограничился самим экономическим ростом", - поясняет Денис Соколов. По его мнению, надо смотреть на запрет бесплатных парковок в центре не как на причину, а как на следствие общих рыночных тенденций. Ранее, когда экономика росла, у властей вряд ли что-либо получилось регулировать или ограничивать, они наткнулись бы на серьезное противодействие, отмечает эксперт.
Сергей Велесевич