Уберут, отчистят и отремонтируют
На базе автомобилей производства АМО "ЗИЛ" выпускается широкая линейка спецтехники. Ведь шасси данной марки относятся к среднему классу, наиболее подходящему для создания максимально эффективных с точки зрения эксплуатации специальных машин самого разного назначения. В этот раз речь пойдет об их уборочных, вакуумных и аварийно-ремонтных образцах. Такие автомобили успешно применяются различными коммунальными и ремонтными службами, а также службами по обслуживанию и содержанию сооружений и зданий в поселках, городских микрорайонах и муниципальных образованиях (их используют для уборки и благоустройства прилегающих территорий, вывоза мусора и бытовых отходов, ремонта теплотрасс, энергосетей, канализации и стоков). То, что созданная на шасси ЗИЛ специализированная техника отличается простотой технического обслуживания и ремонта, прочностью ходовой части, а также доступностью запасных частей, позволяет значительно снизить затраты при ее каждодневном использовании.
Сгребать и подметать
Для комплексной уборки дорог в любое время года на базе двухосных капотных шасси ЗИЛ-432932 (с дизелем Д-245.9, 130 л.с.) и ЗИЛ-433362 (с бензиновым двигателем ЗИЛ-508300, 134 л.с.) серийно выпускается комбинированная дорожная машина в модификациях МДК-4333362 и МДК-432932. Она укомплектована солепескоразбрасывающим оборудованием с системой увлажнения соли, опционно устанавливаемым распределителем жидких противогололедных реагентов с автоматизированной цифровой системой управления (АЦСУ), поливо-моечным оборудованием с центробежным насосным агрегатом и поворотными соплами, а также высоконапорным поливо-моечным оборудованием с передней поворотной гребенкой и насос-форсунками. Бункер вмещает до 4,5 м3 соли или песка, емкость баков для солевого раствора составляет 0,9 м3, а емкость цистерны для воды или жидких противогололедных реагентов - 6,0 м3. Кроме того, предусмотрена установка различных отвалов: поворотного, поворотного комбинированного или двухотвального поворотного с резиновым ножом, а также средней обычной или поворотной щетки.
МДК-4333362
Привод вышеназванного оборудования гидравлический, а управление им осуществляется из кабины водителя. Немаловажно, что машина может самостоятельно осуществлять забор воды из водоемов.
МДК-4333
Еще одна универсальная дорожная машина, созданная для очистки дорог на базе капотного шасси ЗИЛ, в зависимости от оснащения бензиновым или дизельным двигателем получила обозначение СДК-4545 или СДК-454510. Одно из главных ее достоинств - установка 3,2-кубового бункера с солепескоразбрасывающим оборудованием в стандартную самосвальную платформу объемом 5,4 м3. То есть в зависимости от необходимости этот спецавтомобиль может применяться и как дорожно-уборочный, и как обычный самосвал с кузовом задней разгрузки - переоборудование из одного варианта в другой занимает не более 15 минут!
CДК-4545
В базовый комплект СДК-4545/СДК-454510 включен поворотный отвал с резиновым ножом, а в качестве опций предложены специальные телескопические опоры для установки солепескоразбрасывающего оборудования без применения крана, передняя поворотная щетка, а также цифровая система управления распределением противогололедных материалов (АЦСУ). Все оборудование гидрофицировано и управляется из кабины.
ПУМ-99
Уже более полувека автомобили Завода имени Лихачева выступают в качестве основного шасси для создания подметально-уборочных машин. Сегодня выпускается современная модель такой машины ПУМ-69 на базе ЗИЛ-433362, как и ее предшественники предназначенная для уборки проезжей части в теплое время года. Она оборудована бункером-мусоросборником вместимостью 2,5 м3 с устройством механизированной разгрузки. Ширина рабочей зоны подметания с применением центральной и двух лотковых щеток составляет 2,85 м.
Очистка вакуумом
Для вакуумной очистки колодцев, ливневых и канализационных сетей, а также для перевозки собранного в ходе этого процесса ила до места выгрузки широко применяется илососная машина КО-510/КО-510Д, которая базируется на шасси ЗИЛ-433362, ЗИЛ-494560 или ЗИЛ-432932 (два первых оснащены дизелем, третье - бензиновым двигателем). Максимальная глубина очищаемого машиной колодца составляет 4,5 м, время наполнения цистерны - от 3 до 6 минут. В состав управляемого дистанционным пультом рабочего оборудования КО-510/КО-510Д входят цистерна емкостью 3,25 м3, вакуумный насос производительностью 360 м3/ч, всасывающая стрела, а также гидравлическая, электрическая и пневматическая системы. Выгрузка собранного ила осуществляется путем опрокидывания цистерны.
КО-510
Другая вакуумная спецмашина на шасси ЗИЛ-433362 или ЗИЛ-432962, в зависимости от этого обозначаемая КО-520 или КО-520Д, предназначена для очистки выгребных ям и колодцев от жидких отходов и воды (может применяться при температуре от +40оС до -20оС). Она доставляет собранные отходы до места утилизации, где выгружает их принудительно или самотеком. В перечень оборудования вакуумной машины входит 5-кубовая цистерна, вакуумный насос производительностью 360 м3/ч, трубопровод и площадки с боковой защитой. Глубина всасывания достигает 4 м, время наполнения цистерны - 5 минут, диаметр всасывающего рукава - 100 мм.
КО-520
Ремонтная автобригада
Для доставки ремонтных бригад, а также для проведения работ, связанных с профилактическим или аварийным ремонтом канализационных, тепловых, водопроводных, электрических или газовых сетей, разработана аварийно-ремонтная машина МАВР-4885. Под этим названием выпускается целая гамма мобильных мастерских, выполненных на базе различных по габаритам панельных или изотермических (из сэндвич-панелей) фургонов, которые дорабатываются путем установки дополнительных дверей, окон, люков и внутренних перегородок, а также, если это необходимо, автономных отопителей. Такие мастерские могут монтироваться на выпускаемых ЗИЛом среднетоннажных капотных шасси или на шасси семейства ЗИЛ-5301 "Бычок", включая в обоих случаях модификации с двухрядными четырехдверными кабинами.
МАВР-4885
Как правило, фургон автомастерской подразделяется на жилую и рабочую зоны, а также вспомогательные отсеки, в которых размещают газовые баллоны, дизель-генераторы, сварочное, компрессорное и прочее оборудование. В жилой зоне устанавливают топчаны и спальные полки, шкафчики для одежды и умывальник, а рабочую зону комплектуют верстаком, инструментальными шкафами, слесарным и другим специализированным оборудованием и инструментом для проведения ремонтных работ. Пол в жилой зоне обычно делают из автолина или линолеума, а в рабочей зоне - из фанеры с противоскользящим покрытием или же из рифленого стального или алюминиевого листа.
Подобные кузова-мастерские получили современный дизайн и качественную внутреннюю отделку. Их оборудование и компоновка могут подбираться в зависимости от конкретных пожеланий заказчика.
Константин Закурдаев