С.Якунин: "В странах СНГ рынок всех подвесных потолков составляет порядка 50 млн кв. м"
Генеральный директор и глава представительства Armstrong World Industries в СНГ Сергей Якунин рассказывает в интервью "РБК-Недвижимости" о тенденциях на рынке подвесных потолков в России и борьбе компаний из Западной Европы и США с коллегами из Китая.
- Каковы объемы российского рынка подвесных потолков и какую долю на этом рынке занимает компания Armstrong?
- На сегодняшний день в странах СНГ рынок всех подвесных потолков составляет порядка 50 млн кв. м. В России рынок потолков из минерального волокна (а именно из него сделаны потолки Armstrong - биорастворимое минераловолокно) составляет порядка 26-30 млн кв. м в год. Armstrong занимает до трети объема этого рынка - сколько точно, не знает никто, потому что учетом китайских суррогатных потолков в России никто не занимается.
- Какова динамика рынка и изменилась ли она за последние несколько лет?
- Рынок подвесных потолков стабильно рос с начала 1990-х годов. Китайские потолки появились на российском рынке в 2004 году, и с их появлением почти сразу же выросло число компаний, желающих украсить свой офис подвесными потолками. Соответственно, увеличился и объем продаж в сегменте подвесных потолков, и в этом смысле китайские производители сыграли свою положительную роль. В 2008 году рынок достиг максимальных показателей, а в 2009-м произошло его падение: он сократился почти наполовину. В 2010 году рынок наверстывал упущенное - можно сказать, что 50% из потерянного объема многие производители вернули, в том числе и компания Armstrong.
- Как изменились в связи с кризисом доли компаний - производителей потолков?
- С огорчением должен отметить, что в 2010 году по сравнению с 2009-м сократились позиции некоторых серьезных западноевропейских производителей, в том числе и наших конкурентов. Я говорю об этом с сожалением, потому что некоторые из этих компаний производили качественный товар.
- Какова доля китайских производителей подвесных потолков?
- Больше половины - 55%, если считать в квадратных метрах. Значительная их доля объясняется двумя причинами. Первая - это отсутствие отраслевого стандарта, когда строителя никто не ограничивает в выборе потолка. Вторая - поведение российских коммерсантов и дистрибьюторов. Они зачастую сами везут в Россию китайский низкокачественный потолок и активно предлагают его на рынке, а рынок его активно берет, потому что цена ниже.
- С долей Armstrоng происходит то же самое?
- Доля компании Armstrоng остается более или менее стабильной. Лишь в середине 2000-х годов она снизилась, как уже было отмечено, в связи с появлением китайских потолков и, как следствие, с увеличением рынка. Необходимо уточнить, что на протяжении последних 10 лет компания Armstrоng значительно улучшила структуру своих продаж: от недорогих простых потолков мы перешли к производству потолков функциональных, с особыми качествами - медицинскими, акустическими...
- Это поле битвы между китайскими производителями и американско-европейскими характерно только для России?
- В основном для России. В США и в Западной Европе действуют очень жесткие строительные стандарты. Собственно говоря, российские производители подвесных систем не раз и не два пытались продавать свой товар в Западную Европу, но у них ничего не получилось. Единственные рынки, на которые им удается поставлять товар в рамках европейского сообщества, - это рынки Прибалтики, то есть бывших советских республик. И я не думаю, что это надолго.
- Вы упомянули про дистрибьюторов. А как система дистрибуции функционирует в Armstrong?
- У компании Armstrong есть заводы в Западной Европе, в США, Китае, но пока нет своего производства в России, поэтому все подвесные потолки, которые мы реализуем здесь, в том числе и на территории стран СНГ, завозятся именно из Западной Европы. Дистрибуция построена так: мы продаем потолки импортерам, которые по своим каналам дистрибуции и логистики распространяют их далее по всей территории России, Украины и других стран СНГ. "В поле" трудится наша армия технических представителей, которые помогают клиентам определиться со спецификацией товара.
- Как вы сами оцениваете качество китайских потолков?
- Я с большим уважением отношусь к трудолюбивому народу Китая и не виню китайского производителя. А имеющее место невысокое качество продукции из этой страны объясняется тем, что российские оптовые компании зачастую заказывают у китайских производителей товар по минимальной цене с минимальным набором характеристик. В Китае производством подвесных потолков заняты десятки небольших предприятий с невероятно примитивно организованным технологическим процессом. Там отсутствует входной контроль сырья, и никто не знает, из чего делаются подвесные потолочные панели. Второе - отсутствуют стандарты. Сегодня в производстве используется полмешка смеси, а завтра для такого же объема - два. Третье - это геометрия плиты. Если вам нужна плита 600×600 мм, не факт, что китайцы выдержат эти размеры. Четвертое - химический состав плит. Например, если в плите применяется крахмал, то он может превратиться в меланин, а это уже опасный канцероген. Китайские плиты прогибаются, и по этому признаку, кстати, их можно невооруженным глазом отличить от других. И последнее. Мне известен случай, когда розничный продавец китайских потолков из Новосибирска старался не возить их в своей машине, потому что у него самого развилась аллергия на товар.
- Значит, во избежание разного рода проблем с китайскими потолками лучше приобретать российские подвесные потолки?
- Однозначно - надо приобретать качественный товар. А что касается российской продукции, хочу обратить внимание читателей прежде всего на надежность самой подвесной системы. К сожалению, случаев обрушения суррогатной подвесной системы российского производства много. Если учесть, что такие суррогатные подвесные системы были установлены недавно, то в ближайшем будущем можно ожидать массового обрушения потолков.
- Можете привести конкретные примеры?
- Да, например, в большом торговом центре в Волгограде на российской подвесной системе был установлен наш подвесной потолок. Крючки, которые крепили систему к потолку, тоже были российского производства. К сожалению, произошло обрушение потолка на очень большой площади.
Другой пример. В офисе одной из самых больших и уважаемых в России государственных компаний "поехал" подвесной потолок. Плита была дорогой, но строитель слукавил, воспользовавшись тем, что плиту заказчик видел, а стальные направляющие (тоже, кстати, российского производства) - нет. В результате потолок "поехал" вниз.
Вообще, надо сказать, что государственным заказчикам - школам, больницам - чаще "достаются" некачественные потолки. К большому сожалению, надо признать, что происходит следующее: бюджетное финансирование, как правило, ограничено, степень коррупции на государственных объектах, как правило, выше, чем на коммерческих, и когда нужно за небольшие деньги купить определенный объем товара, то выбирается самый дешевый - подвесные плиты китайского производства, купленные на рынке.
Я приведу еще пример. В одной из гимназий Сызрани, где учились дети больших местных начальников, упавший кусок потолка травмировал ребенка. Причиной обрушения стало то, что строитель, монтировавший потолки, установил их с нарушением технологии. Это было старое здание с деревянными перекрытиями, а подвесной потолок был прикреплен к штукатурке, и в результате большой ее кусок отвалился и вместе с потолком полетел вниз, ранив ребенка.
- Вы сказали, что производство Armstrong сосредоточено в основном в Европе. Нет ли у вас планов по открытию производства непосредственно в России?
- Такая потребность есть. Я, к сожалению, не хотел бы раскрывать секреты. Но Россия, безусловно, является чрезвычайно важным рынком, и производство здесь будет. Во-первых, потому что рынок подвесных потолков в Европе значительно меньше американского. Во-вторых, по объему рынка Россия, а правильнее - СНГ, находится на втором месте после США, но с большим отрывом. Другие европейские рынки в объемном выражении, то есть в квадратных метрах, меньше рынка СНГ, а в стоимостном выражении больше, потому что там продаются дорогие потолки. Но это дело наживное, это мы нагоним.
- Когда мы говорим про рынки недвижимости, обычно разделяем рынки Москвы и всей остальной России. На рынке подвесных потолков такое же разделение?
- Здесь, безусловно, существует та же самая дифференциация, то есть Москва, Петербург и остальная Россия. Однако такие региональные центры, как Новосибирск, Екатеринбург, Ростов, Самара, Казань, Уфа, Нижний Новгород, - это города, в которых тоже ведется достаточно серьезное строительство. Москва на сегодняшний день занимает порядка 25% рынка по объемам.
- Подготовка к Олимпиаде, к чемпионату мира сказалась на производстве подвесных потолков?
- В нашей отрасли влияние этих событий только начинает ощущаться. До отделочных работ там дело еще не дошло. А вот на Русский остров, что на Дальнем Востоке, уже отправили первую партию подвесных потолков Ultima площадью 20 000 кв. м. В перспективе планируем поставить еще 130 000 кв. м.
Беседовал Игнат Бушухин