А. Делис: "Сегодня нужно строить разумное эффективное жилье без лишних метров"
Компактное жилье - послекризисное веяние на рынке недвижимости эконом-класса. О новом формате, совместившем в себе функциональность, комфорт и доступную стоимость, рассказывает сегодня "РБК-Недвижимости" генеральный директор компании "Квартстрой" Александр Делис.
- Ваша компания решила развивать новое для российского рынка недвижимости направление - компакт-класс. Что это за формат и в чем особенность вашего нового проекта?
- В самый разгар кризиса лучшие специалисты нашей компании исследовали как российский, так и зарубежные рынки жилья эконом-класса. В итоге, объединив наиболее важные потребительские запросы рынка доступного жилья, мы создали принципиально новый продукт - проект "Серия 3D", основными принципами, которого являются доступность, добротность, достаточность.
В рамках проекта мы предлагаем квартиры небольшого метража (от 28 до 74 кв. м), функциональные, без лишней площади. Внутреннее пространство каждой квартиры прорабатывалось с особой тщательностью, до сантиметра, чтобы сохранить функциональность и удобство, с одной стороны, и не создавать лишние, бесполезные метры, с другой. Мы сократили нежилые зоны, в том числе коридоры, уменьшили спальные комнаты, но увеличили кухни и гостиные, где жильцы проводят наибольшее количество времени. Внутреннее пространство кухни, комнат и санузлов было разработано с учетом расстановки стандартной мебели и оборудования. В итоге мы получили новый формат - доступное жилье с улучшенными характеристиками.
- Помимо качественной проработки самих квартир, чем ваша серия принципиально отличается от других домов сегмента эконом-класса?
- Во-первых, дом имеет монолитную конструкцию, а срок его строительства составляет всего 12 месяцев. Во-вторых, дом будет оснащен инженерными коммуникациями и лифтами по стандартам домов бизнес-класса. В-третьих, улучшенные характеристики и высокая технологичность зданий позволят оптимизировать затраты на содержание домов. В итоге будут сэкономлены средства будущих жильцов. Кроме того, предусматривается собственный индивидуальный или конвекционный тепловой пункт. Дома будут иметь входную группу с помещением для консьержки, колясочную, индивидуальную отделку холлов, что делает комфортным проживание в доме. Таким образом, наши дома будут превосходить по качеству аналогичные объекты, существующие в этом сегменте.
- Где вы планируете строить?
- На сегодняшний день компания приобрела в Нижнем Новгороде и Волгограде земельные участки для строительства порядка 300 тыс. кв. м площади. Сейчас идет проектирование и проводятся согласования и уже в следующем году мы начнем строительство. Кроме того, компания рассматривает предложения по участкам для строительства домов этой серии в Москве и Московской области.
- Сколько будет стоить квадратный метр в таких домах?
- Основная цель и маркетинговая стратегия нашей компании - предложение квартиры на 15-20% дешевле аналогичных по потребительским свойствам квартир, которые предлагаются на рынке. Если говорить о конечных цифрах, то для нижегородских проектов, которые стартуют первыми, стоимость квартир будет начинаться от 1 млн рублей. И, что важно, для покупателей, будут предложены программы ипотечного кредитования, в которых ежемесячный платеж по ипотеке будет сопоставим с арендой жилья аналогичного метража.
- Раньше ваша компания занималась преимущественно строительством жилья бизнес-класса. Почему сегодня вы решили выйти на рынок недорогого жилья?
- Как я уже говорил, мы проводили исследования рынка и выяснили, что именно этот сегмент наиболее востребован. Второе - мировые экономические потрясения существенно повлияли и на кошелек, и на ментальность потребителей - люди стали мыслить более рационально. Сделав рациональность основным принципом при проектировании, воплотив наш пятнадцатилетний опыт, мы создали очень эффективный проект. Наше предложение имеет широкую направленность и помогает решить жилищный вопрос широким слоям населения. Мы предлагаем рациональный, эффективный, функциональный проект дома, в котором можно комфортно жить и при этом он недорого стоит. Кроме того, поскольку традиционные игроки на рынке эконом-класса (ДСК) снизили объемы строительства по ряду причин (дефицит крупных неосвоенных площадок, невозможность из-за снижения спроса держать большие объемы, а ДСК эффективны лишь при полной загрузке мощностей), эта ниша освобождается. А дома "Серии 3D" позволяют осваивать как точечные площадки, так и целые жилые районы города.
- Такой масштабный проект требует немалых финансовых вложений. Вы уже нашли инвесторов?
- Да, инвестиционно-строительный холдинг "Квартстрой" завершил сделку с Russia Development Fund (RDF), под управлением Investment Management Group (IMG), по привлечению инвестиций для развития проекта по строительству домов "Серии 3D". Кроме того, еще ряд фондов ведут с нами переговоры об инвестициях в эти проекты. В итоге планируемые инвестиции в эту программу в ближайшие три года должны составить более 200 млн долларов.
- С чем вы связываете высокий инвестиционный интерес к этому проекту? Разрабатывая свой проект в самый разгар кризиса, вы уже тогда понимали, что ваш продукт будет настолько инвестиционно привлекателен?
- Я понимал, что он эффективен для вложений. А высокий интерес к проекту связан, скорее всего, с тем, что идеология, предложенная компанией, совпадает с видением будущего рынка недвижимости нашими потенциальными инвесторами. То есть они тоже понимают, что компакт-класс жилья - это постоянно востребованный продукт, охватывающий широкий круг потенциальных потребителей.
- Как будет развиваться сегмент эконом-класса в следующем году?
- Я с оптимизмом смотрю на рынок. Экономические показатели в нашей стране в целом улучшаются, что дает основания говорить, может быть, не о буме на рынке жилья, как это было до кризиса, но о разумном спросе. При этом я не думаю, что будет некое существенное повышение цен. Наша компания прогнозирует консервативный рост цен, возможно, несколько опережающий инфляцию.
А что касается развития компакт-класса, я считаю его долгосрочной тенденцией. Увлечение большими, нефункциональными площадями - это признаки незрелости рынка. Во всем мире уже давно от этого отказались. Сегодня нужно строить разумное эффективное жилье без лишних метров, за содержание которых надо платить.