Креативный кластер — решение для центра Санкт-Петербурга
Газета РБК daily организовала дискуссию, посвященную креативным кварталам в городском центре Санкт-Петербурга
В европейских городах промышленные зоны активно замещаются креативными территориями - art & design districts, art retail streets, центрами современного искусства, дизайн-фабриками и так далее. Креативные индустрии восполняют снижение рабочих мест в традиционной промышленности: порядка 30% трудоспособного населения в развитых городах мира занято в творческих профессиях. К тому же, креативная "начинка" позволяет создать привлекательные городские пространства на месте депрессивных районов. Обе функции - экономическая и градостроительная - крайне важны Петербургу. На дискуссии, организованной РБК daily в рамках проекта "Будущий Петербург", городские элиты - власть, бизнес, представители творческих профессий - впервые вместе обсудили концепцию креативных кварталов и пути ее реализации.
Участники дискуссии отметили, что креативные индустрии для современных городов - источник доходов, а не расходов. Как подчеркнула Виктория Желтова, руководитель проектов Центра стратегических разработок "Северо-Запад", научного партнера дискуссии, "спрос на продукцию креативных индустрий в Европе растет быстрее, чем на продукты питания". Более того, эти индустрии являются инструментом модернизации экономики, "так как основная их часть - инновационна, и способствует развитию инноваций в смежных отраслях". Средоточение креативных проектов на одной территории, где творческая продукция (от дизайнерской одежды и мебели до фэшн-фестивалей и клубных вечеринок) производится, презентуется и продается одновременно, позволяет таким проектам увеличить масштаб деятельности и расширить долю рынка, а городу - получить новое публичное пространство, привлекательное, в том числе, для туристов. Причем, по мнению ЦСР "Северо-Запад", для того, чтобы это пространство повлияло на городскую среду, оно должно занимать целую площадь или квартал. Несколько "креативных" этажей в том или ином ТРК, офис-центре или лофте мало что решают.
"В 1980-х годах мы были "продвинутым" городом в области не только традиционной, но и новой культуры. У нас был Ленинградский рок-клуб, к нам тянулись передовые творческие люди, - согласен с актуальностью темы Вячеслав Семененко, председатель Комитета по строительству Спб, - а потом мы потеряли свою аутентичность. Туристы сюда едут, но получают довольно однообразный - открыточный - набор впечатлений. Мы демонстрируем наше великое историческое наследие, и это прекрасно, но дальше - тишина. Не происходит ничего нового, не расширяется палитра интересных событий, даже формы презентации наследия прошлого - не меняются. Эта пауза очень затянулась. Нам будет не только трудно привлекать туристов - наши лучшие жители будут уезжать из города". Как он резюмировал, "я уверен, что Петербургу нужны новые идеи, и дело истэблишмента - их настойчиво предлагать".
По словам Вадима Волкова, проректора Европейского университета в СПб, местом локализации новых идей может стать, например, Коломна. Креативные кварталы будут уместны в районе, который хранит наследие творческой индустрии X1X века, но сейчас является "полупериферией". Назывались и другие территории, центральные географически, и периферийные - по состоянию недвижимости и социальным функциям: Лиговский проспект, Обводный канал, часть Петроградской стороны. Однако многие участники разговора посчитали неуместным появление "нетрадиционных" пространств в центре Петербурга.
"Петербург XX1 века, безусловно, должен создаваться за пределом исторического центра", - отметил Вячеслав Семененко. Еще более радикальную позицию высказал художинк и продюсер Виктор Тихомиров: "я - сторонник того, чтобы все больше обращаться к традиции, а не создавать современные проекты, в основе которых нет качества. Пусть Петербург остается городом-музеем, и не надо в него вмешиваться, потому что другого такого не будет". Как прокомментировал Владимир Княгинин, директор ЦСР "Северо-Запад", "противоборство охранителей и новаторов - закономерно".
Он пояснил: «если я уже - царь горы, который занял недвижимость в центре, стянул на себя транспортные и туристические потоки, то зачем мне пускать кого-то нового? Конечно, нужно вынести креативные индустрии на 101-й километр - например, в Купчино. Только Купчино их поглотит. Нам не поднять этот район до настоящего петербургского уровня. И если меня спросят: стоит ли вкладывать ресурсы в создание передовых территорий в Купчино, я отвечу: ни за что! Ресурсов - мало, и мы бессмысленно их уничтожим». Владимир Княгинин предложил новую постановку вопроса: креативные кварталы - это разрушение или спасение исторического центра?
В этом контексте Вадим Волков привел опыт Восточного Берлина. После падения Берлинской стены осталось наследство в виде огромных депрессивных зон - почти все заводы давно "умерли" или перебрались в другие города Германии, а за пределами брошенных промзон тянулась низкокачественная, обветшавшая, жилая застройка. Чтобы реновировать такие пространства "сверху", требовались средства, многократно превышавшие возможности городских властей (даже с учетом финансовых ресурсов программ восстановления Восточной Германии). Тогда власти создали условия для реновации "снизу" - привлекли в Восточный Берлин, в том числе, благодаря политике низких арендных ставок, творческих людей со всего мира. И в центральных районах немецкой столицы (например, районе Митте) креативная функция - шоу-румы, арт-кафе, клубы, мастерские - "заселила" бывшие квартиры первых этажей, распространившись на целые кварталы. В шоу-румы, выставочные центры и клубы также преобразованы "точечные" промышленные объекты (помещения с высотой потолков в 5 - 10 метров идеальны для решения творческих задач).
Таким образом, для Восточного Берлина формирование креативных территорий было безальтернативным решением, позволившим остановить разруху. Как считает Владимир Княгинин, то же можно сказать о Петербурге: создание пространств, в основе которых лежит неординарная идея, является единственной возможностью сохранить Адмиралтейский и подобные ему районы. "Старый центр, не попадающий в зону Невского проспекта, становится гирей на шее города. Он будет ветшать, и денег на его сохранение не хватит", - заключил Княгинин.
"Но где взять деньги на великолепную идею, которую я целиком поддерживаю? - задал вопрос Евгений Лотвинов, президент Банка БФА. - Муниципальные власти должны бы ее профинансировать, но в их планах такая поддержка не просматривается. Частным же инвесторам эта идея объективно не интересна". "На вложенный инвестором рубль хотя бы рубль должен вернуться, - продолжил мысль Александр Ольховский, управляющий директор Банка ВТБ. - И в этом будет проявлена социальная позиция бизнеса, потому что в иных случаях возврат должен составлять 1,10 рубля и больше". По мнению Александра Дыбаля, заместителя генерального директора "Газпром-нефти", рост креативных индустрий и создание творческих кварталов в Петербурге возможны только как следствие появления в городе офисов крупных компаний. "Когда в Петербурге заработают полноценные офисы нескольких по-настоящему крупных компаний, то сформируется спрос на продукцию креативной индустрии: будут открываться галереи и центры современного искусства; появятся необычные ресторанные, клубные, фестивальные проекты, - отметил он. - Только мощная бизнес-среда способна спонсировать большое число творческих проектов и быть покупателем их продукции".
Говоря об объективных трудностях, бизнесмены, тем не менее, обозначили возможности для реализации концепции креативных территорий в Петербурге. "Может сработать субъективный фактор, - говорит Евгений Лотвинов. - Вполне вероятно, что появится инвестор или политик, которому идея креативных кварталов безумно понравится. А поэтому нужно доводить ее до ума. Нужно, в частности, решить, где строить - в Колпино или в Адмиралтейском районе - чтобы не начинать спор по этому поводу в тот момент, когда люди будут готовы вкладывать деньги".
Александр Ольховский предлагает сделать ставку на механизм государственно-частного партнерства. "Именно по этой модели должны финансироваться проекты, которые находятся на стыке экономической эффективности и социальной значимости", - подчеркнул он. По словам Юрия Воропаева, генерального директора Холдинга МКД, при наличии заказа со стороны города на проекты креативных кварталов, найти инвесторов будет возможно и, более того, такие проекты окупятся.