Строящиеся бизнес-центры могут отдать под трехзвездочные отели
Как выяснилось на публичных слушаниях генерального плана развития Москвы до 2025 года, жители города крайне недовольны офисным строительством в столице. Власти прислушались к гласу народа, вспомнив заодно о недостатке недорогих гостиничных площадей, и предложили инвесторам переориентировать уже согласованные, но незавершенные объекты с офисов на гостиницы. В кризис доходность офисных площадей упала значительно больше, чем гостиничных, говорят эксперты. Однако они считают, что затраты на перепрофилирование объектов могут быть выше, чем потери девелоперов от простаивания офисов без арендаторов.
Жители Центрального округа (ЦАО) столицы на публичных слушаниях генплана высказали много претензий к строительству офисов в центре города, рассказал префект округа Алексей Александров. Речь идет не о новом строительстве, а о тех объектах, реализация которых началась до введения запрета на возведение офисов в центральной части Москвы.
Напомним, вето на новое офисное строительство в ЦАО было наложено еще в октябре 2007 года. Позднее, в ноябре 2008 года, власти города приказали прекратить подготовку распорядительной документации о строительстве в центре Москвы любых объектов с офисной составляющей, а также крупных объектов торговли (площадью более 1,5 тыс. кв. м).
Оба ограничения не касались уже согласованных проектов, строительство которых должно было начаться. "У инвесторов к тому времени уже были готовы проекты строительства на данных участках, а закон, как известно, обратной силы не имеет", - заметил г-н Александров. Что неспособен сделать закон, под силу народному гневу. "Учитывая пожелания москвичей, мы предлагаем инвесторам перепрофилировать предполагаемые офисы в мини-гостиницы уровня три звезды", - заявил префект. По его словам, некоторые инвесторы соглашаются на предложение города.
В настоящее время на территории ЦАО на разных стадиях строительства находится порядка 126 объектов (более 6,5 млн кв. м), в том числе офисы, подсчитали в аналитическом консалтинговом центре "Миэль". Только около 15% из них имеют площадь, сопоставимую с площадью мини-гостиницы, добавляют аналитики. Согласно системе классификации Федерального агентства по туризму, к мини-отелям относятся гостиницы до 50 номеров, площадь их не превышает 3 тыс. кв. м.
Эксперты подчеркивают, что реализуемые проекты находятся на разных стадиях строительства, а значит, далеко не все можно изменить. "В объект изначально должны быть заложены другие характеристики, но теоретически возможность перепрофилирования офисов под гостиницы есть. Но это может потребовать очень больших затрат", - предупреждает директор департамента оценки и консалтинга Colliers International Полина Кондратенко.
Старший вице-президент Jones Lang LaSalle Hotels Марина Усенко замечает, что мини-гостиницы, как правило, не управляются операторами - это семейный бизнес. "Поэтому инвестору скорее всего придется самому погружаться в гостиничную отрасль", - говорит она. К тому же для того чтобы отели такого формата приносили доход, они должны быть не единичными объектами, а сетью, которая сможет аккумулировать прибыль. "Запустить сеть мини-отелей в Москве планировала компания "Стабильная линия" Игоря Лаврика, - напоминает эксперт. - В итоге "сеть" состоит всего из одной гостиницы, а это экономически невыгодно".
По словам г-жи Кондратенко, переводом офисных площадей под отели сейчас активно занялись в регионах. "Гостиничный сегмент пострадал меньше, чем офисный", - объясняет она. В среднем гостеприимная отрасль просела по доходности на 35%, но отели даже в кризис заполнены как минимум на 60-65%. Офисные ставки в первом полугодии по сравнению с аналогичным периодом прошлого года упали более чем в 2 раза, подсчитали специалисты Knight Frank. По их данным, класс A потерял 60% арендной ставки, класс B - 53%.
Несмотря на значительное удешевление площадей, около 20% площадей пустует - а это около 2 млн кв. м офисов. "Наиболее тяжелая ситуация складывается в бизнес-центрах, введенных в эксплуатацию в 2008 году и в первом квартале текущего года: в них уровень вакантных площадей достигает 50%", - отмечает директор компании "Миэль - Коммерческая недвижимость" Сергей Лобанов. В то же время эксперты уверены, что спрос на офисы, особенно в центре Москвы, вернется, как только рынки пойдут вверх. "Сейчас, конечно, тяжело, но в процессе перепрофилирования сложностей гораздо больше", - резюмирует г-жа Кондратенко.
ЦУМ сменит ориентацию
Власти Москвы готовы отдать более 6 тыс. кв. м в Центральном универсальном магазине (ЦУМ) под офисы, сообщил на минувшей неделе руководитель СГУП по продаже имущества Москвы Владимир Авеков. Торги площадями в главном универсаме страны, принадлежащими городу, должны состояться 29 сентября. Инвесторам будут предложены шестой и седьмой этажи во второй очереди ЦУМа. "Почему-то все зациклились на том, что там может быть только торговля, - заметил г-н Авеков. - Эту площадь можно ведь рассматривать и как деловую". Общая стоимость лота составит 1,6 млрд руб. "Но мы надеемся, что цена должна еще подрасти, так как интерес начинает появляться", - подчеркнул он.
НАТАЛЬЯ КОПЕЙЧЕНКО