С. Лушкин: "Визитной карточкой" "Квартала" стали элитные высотные дома на Ленинском проспекте"
В этом году ОАО "Квартал" завершает формирование элитной жилой зоны на Ленинском проспекте, вслед за уже завершенной жилой застройкой на улице Удальцова. Об истории создании компании, ее проектах и бренде "Квартал" рассказывает директор по маркетингу и продажам Сергей Лушкин.
- Сергей Анатольевич, что представляет из себя компания "Квартал" на данном этапе?
- Сегодня "Квартал" - это не просто компания. За время своего существования образованное в 1993 году ТОО "Квартал 32-33" выросло в группу высокотехнологичных компаний "Квартал", располагающих собственными производственными мощностями. На сегодняшний момент ГК "Квартал" состоит из производственных, сервисных и бизнес-предприятий. Системообразующим звеном в группе остается ОАО "Квартал" (бывшее ТОО "Квартал 32-33"), которое выполняет функции заказчика-застройщика. Компания "Квартал-СТ" выполняет функции генподрядчика строительства. "Квартал Эстейт" - это финансовая компания, компания-риэлтор, которая на эксклюзивных правах занимается реализацией объектов недвижимости, возведенных ОАО "Квартал". "Квартмонтажстрой" занимается обеспечением строительства машинами и механизмами. В ведении "Квартал Альфатек" все телекоммуникации и слаботочные инженерные системы наших объектов. "Кварт-сервис" - это эксплуатация построенных объектов и клининг. "Кварт-Спектр" - охранная компания. Семь компаний в составе холдинга и более полутора тысяч сотрудников.
На сегодняшний день группой компаний "Квартал" на реконструируемой территории были возведены: 21 жилой дом повышенной комфортности, бизнес-центр класса "А", а также учебный корпус для начальных классов в составе средней общеобразовательной школы № 257, обновлена инженерная инфраструктура. Общая площадь построенных объектов - более 700 тыс. кв.м.
- Давайте вернемся на 16 лет назад, когда компания была только основана...
- Компания была создана в 1993-м году с целью реализации программы реконструкции ветхого жилого фонда в Западном административном округе столицы в квартале 32-33. Программа базировалась на волновом переселении горожан из пятиэтажек в современное жилье. Как это происходило? В квартале, застроенном пятиэтажками, были определены две площадки, свободные от застройки, на которых возводились, так называемые, стартовые дома. Один дом предназначался для переселения жителей сносимых пятиэтажек, а второй - полностью коммерческий. Доходы от продажи квартир в коммерческом доме окупали строительство обоих объектов.
Таким образом, начиная с 1998 года, когда были введены в эксплуатацию первые дома, сносятся пятиэтажки и на их месте строятся новые жилые комплексы. На сегодня в квартале 32-33 нами снесено 27 ветхих строений.
- Если не ошибаюсь, раньше компания носила название "Квартал 32-33"? Сейчас вы ведете деятельность под брендом "Квартал". Почему?
- Действительно, до 2002 года мы занимались только застройкой квартала 32-33. Далее по мере увеличения производственных мощностей и образования дочерних специализированных компаний, "Квартал" вышел в своей деятельности за рамки одного городского территориального образования. Наиболее крупным проектам за рамками квартала 32-33 стало наше участие в строительстве торгово-делового центра "Лоте Плаза" на Новинском бульваре. Таким образом, в 2002 году учредителями было принято решение убрать задающие рамки деятельности числа "32-33" из названия компании. Далее развитие брэнда компании было неразрывно связано с именем "Квартал".
- Очень часто в рекламных и информационных материалах объекты, возведенные в рамках реконструкции квартала 32-33 еще называют "Квартал на Ленинском". С чем это связано?
- "Квартал на Ленинском" появился сразу после начала строительства второго коммерческого дома - в 1998 году. Нэйминг в сфере недвижимости в это время было новым явлением для начинающего развиваться российского рынка. Название отражает и территориальную привязку новых домов - престижнейшая столичная магистраль, и определяет комплексность застройки территории, которая всегда имела и будет иметь неоспоримые преимущества перед точечной застройкой. Ну, и, конечно, название нового жилого массива включает и само название компании. Таким образом, два брэнда тесно связаны друг с другом, что помогает развивать их совместно. Сегодня компания "Квартал" ассоциируется и неразрывно связана с "Кварталом на Ленинском" и наоборот.
- Кстати, сейчас модно давать домам собственные названия. Почему вы не пытаетесь привлечь покупателя громкими именами возводимых домов?
- Мы сразу поняли, что не имеет смысла идентифицировать поименно каждый наш объект. Все дома мы разрабатывали в рамках общей архитектурной концепции и внешне, при уникальности внутреннего наполнения, они были похожи друг на друга. Так что, во избежание путаницы в именах и домах, было принято решение назвать одним именем весь жилой массив, который тогда планировался на территории района. Задача была в том, чтобы все наши объекты воспринимались покупателями как единое целое, а, следовательно, мы сразу на первый план вывели наше основное конкурентное преимущество - преимущество комплексного обустройства огромной территории - около 100 га в престижнейшем районе Москвы. И принятое решение оказалось единственно верным.
- До недавнего времени реализацию построенных объектов "Квартал" осуществлял самостоятельно. Теперь же - ООО "Квартал Эстейт". Почему?
- Мы оптимизировали управление своим бизнесом. Если раньше компания «Квартал» совмещала три основные функции - генерального подрядчика, заказчика-застройщика и генерального инвестора, - то с увеличением объемов это стало менее эффективно с точки зрения управления бизнесом и ответственности подразделений компании по каждому из трех направлений. Поэтому основные функции были разделены.
- Получается, с помощью "Квартал Эстейт" можно приобрести как первичное, так и вторичное жилье, расположенное в квартале. А можно ли арендовать жилье или коммерческие площади?
- Да это так. Из отдела продаж компании-застройщика образовалась компания, занимающаяся оказанием услуг в сфере недвижимости как на первичном, так и вторичном рынках. Что касается коммерческой недвижимости, политика компании такова, что мы стараемся именно сдавать, а не продавать нежилые помещения, расположенные на первых этажах построенных домов. Сдавая в аренду, мы можем влиять через арендаторов на формирование социально-бытовой инфраструктуры квартала. Так сегодня открыты салоны красоты, ресторан, магазин, медицинские центры, спортивные и досуговые клубы.
- Потребительской вопрос: какое жилье сегодня востребовано?
- Это большая отдельная тема. Сегодня самой востребованной квартирой в элитном сегменте является трехкомнатная квартира общей площадью 120-140 кв. м. В связи с этим мы проектируем в домах не менее 50% трехкомнатных квартир в общей структуре. Для домов бизнес класса "хитом продаж" являются двухкомнатные квартиры площадью 60-70 кв. м. Максимум - до 80 "квадратов".
Но это техническая сторона вопроса, немаловажна и вторая сторона - покупатели становятся все более требовательны к качеству приобретаемого жилья. Качество строительства, продуманность планировочных решений, уровень отделки мест общего пользования, благоустройство территории, системы безопасности придомовой территории, дома, подземного гаража, разграничение доступа в жилую зону и нежилую - подобные вопросы требуют от застройщика детальной проработки. Да, еще не надо забывать и о качестве предоставляемых услуг: качество рекламных и информационных материалов, их достаточность и достоверность, качество общения сотрудников компании с клиентом, начиная от охранника офиса, секретаря и так далее по цепочке. А вообще сегодня важны даже мелочи для того, чтобы проект оказался успешным.
- Сколько стоит ваша недвижимость? Сколько стоит 1 кв. м?
В построенных объектах на вторичном рынке стоимость 1 кв. м колеблется в диапазоне 240-300 тыс. руб. Степень и уровень отделки могут увеличивать верхнюю границу цены. Стоимость "квадрата" строящихся домов составляет 210-230 тыс. руб. Надо оговориться, что эти дома находятся на завершающей стадии строительства. Окончание строительства - лето 2009.
- В нынешних условиях стимулируете ли вы спрос на свои объекты различными скидками или рассрочками?
- Конечно, кризис заставил скорректировать наши планы продаж и схемы оплаты. Закрыли свои ипотечные программы банки-партнеры. Если до кризисной ситуации у нас были достаточно жесткие условия по оплате - 100-процентная оплата договора в течение одной-двух недель, то сегодня ситуация иная и почти в половине случаев наша компания согласовывает индивидуальный график внесения платежей клиентом, а также рассматривает вопрос предоставления скидок в размере 5-7%.