Подмосковье угрожает Москве
Участники московского рынка недвижимости полагают, что в ближайшее время столицу ожидает бум строительства жилья бизнес-класса, при этом, по их мнению, сегмент экономкласса перемещается в первый пояс Подмосковья. Эта тенденция создаст в перспективе ближайших пяти лет дефицит жилья экономкласса в Москве. Такое мнение было высказано во вторник в ходе круглого стола «Проблемы и перспективы массового жилищного строительства в Москве и ближнем Подмосковье». В связи с этим участники рынка решили объявить все проекты, которые ныне позиционируются как бизнес-класс, экономклассом.
Хотя сами участники рынка пока точно не знают, что же можно считать жильем экономкласса, они уверены, что в последнее время этот тип жилья вытесняется из города в область. «Уже сейчас экономкласс вытеснен в первый пояс Подмосковья (до 10 км от МКАД), – сказала директор управления новостроек компании «МИЭЛЬ-Недвижимость» Наталия Тихоновская. – Здесь покупают жилье москвичи и приезжие из других регионов, работающие в Москве. Для них важны такие факторы, как транспортная доступность, поскольку все они ездят на работу, а также наличие инфраструктуры». При этом, по мнению г-жи Тихоновской, экономкласс постепенно смещается в сторону второго пояса Подмосковья, поскольку цены на недвижимость в первом поясе уже практически сравнялись с московскими, а основным фактором, влияющим на принятие решения о приобретении недвижимости в Подмосковье, является ее стоимость.
При этом в строительных компаниях считают, что развитию рынка недвижимости Подмосковья мешает целый ряд факторов. В первую очередь – транспортная доступность, точнее, недоступность, к которой приводит неконтролируемый процесс застройки Подмосковья. «За застройкой в Московской области никто не следит, здесь возводятся огромные объемы жилья, – отмечает начальник отдела маркетинга компании «Квартира.ru» Юрий Кочетков. – Эти проекты угрожают всему рынку Подмосковья. Например, в Австралии уже сейчас уничтожают имеющееся жилье, чтобы хоть как-то удержать рынок» (в Австралии последние девять месяцев наблюдается падение цен на недвижимость. – RBC daily). Другой проблемой Подмосковья, по мнению г-на Кочеткова, является противодействие местных администраций и регулярно возникающие на этой почве скандалы.
Так, в городе Долгопрудном, по данным Юрия Кочеткова, местные власти требуют от застройщика построить дорогу, в случае отказа угрожая запретить строительство жилья. А в городе Одинцово, опять же по данным г-на Кочеткова, местная администрация отказалась подключать к коммуникациям район, возводимый одной из московских строительных компаний. «Необходимо также понимать, что ни одна строительная компания, застраивающая Подмосковье, не думает о необходимости создавать здесь рабочие места, – говорит г-н Кочетков. – Естественно, люди ездят на работу в Москву, что в очень скором времени приведет к транспортному коллапсу, потому что новые автодороги мы строить не можем, а новые железные дороги, например легкое метро, ни московские, ни областные власти строить даже и не планируют. Все это приведет к тому, что в течение ближайших трех-пяти лет Подмосковье станет непривлекательным для проживания».
В Москве при этом участники рынка прогнозируют бурное развитие сектора бизнес-класса. «Нас ждет бум застройки объектами бизнес-класса, – считает заместитель директора управления новостроек компании «МИЭЛЬ-Недвижимость» Оксана Каарма. – Следовательно, в Москве сформируется дефицит в сегменте экономкласса, что приведет к росту цен». Если свести вместе все прогнозы участников рынка, получается, что в Москве жилья экономкласса не будет, потому что его никто не будет строить – жилье плохого качества по высоким ценам вряд ли может считаться экономклассом; в Подмосковье оно будет строиться, но его никто не будет покупать. Таким образом, можно говорить об исчезновении жилья экономкласса в столичном регионе.
Участники рынка предлагают до смешного простое решение этой проблемы: признать экономклассом монолитные здания, которые сегодня позиционируются как бизнес-класс. «Сегодня грань между экономклассом и бизнес-классом стерта, – считает Наталия Тихоновская. – Поэтому многие объекты, которые реально относятся к экономклассу, позиционируются как бизнес-класс, на них устанавливаются завышенные цены, что приводит к возникновению проблем с продажами. Например, всем известны дома на Юго-Западе, с реализацией которых уже два года имеются проблемы. В них цена установлена на уровне 2 тыс. долларов за квадратный метр. Реально они относятся к экономклассу, цены на который колеблются в пределах 1300-1700 долл. за квадратный метр».
Кроме того, участники мероприятия предлагают отнести к экономклассу объекты «Капитал-групп» в Северном Чертанове и в районе станции метро «Аэропорт», утверждая, что эта компания строит самый дешевый в Москве монолит. Представители «Капитал-групп» на мероприятии не присутствовали, а потому ответить на это предложение не могли. Впрочем, очевидно, что от того, как называется дом, вряд ли будет зависеть количество покупателей, – люди все же обращают внимание на более земные параметры. Поэтому проблему жилья экономкласса вряд ли можно решить перевешиванием названий.
Елена Тофанюк