В России открываются "отели на обочине"
В четверг на 85-м км Киевского шоссе открылся первый отель сети Douglas. Всего же в ближайшие два года управляющая компания Douglas Consulting намерена построить до 15 гостиниц, расположенных на крупнейших автомобильных магистралях России. Как полагают аналитики, развитие широкой сети мини-отелей привлечет внимание к внутреннему туризму. Правда, путешественники должны к ним привыкнуть: не в менталитете россиянина ночевать на трассе.
По данным Госкомстата России, в 2004 г. в стране насчитывалось всего 53 придорожных гостиницы: в Центральном округе – 48%, в Южном – 24%, в Сибирском – 12% и в Северо-Западном – 12%. Еще 4% – на территории других регионов. По данным на конец 2004 г., управляющая компания Douglas Consulting управляет более чем 45 предприятиями, осуществляющими свою деятельность в различных отраслях российской экономики. В частности, Douglas Consulting управляет сетью многотопливных автозаправочных комплексов EPetrol, занимается строительством жилья бизнес-класса в Подмосковье и т.д. Оборот компаний, находящихся под управлением Douglas Consulting, в 2004 г. превысил 900 млн долл.
Первая гостиница сети Douglas Hotel, открывшаяся на 85-м километре Киевского шоссе, рассчитана на 50 человек. Она включает 24 стандартных номера и один люкс. В каждом номере есть телефон с международной связью и спутниковое телевидение. Стоимость стандартного номера – в районе 80 долл., люкса – 200 долл. Следующим шагом компании станет открытие мотеля на 156-м километре трассы Москва – Санкт-Петербург. На этом направлении будет сосредоточено наибольшее количество гостиниц Douglas. Следующие откроются на трассах Москва – Псков, Владимир – Нижний Новгород – Казань, в пределах Золотого Кольца, а также на приграничных трассах. В каждом из отелей Douglas будет от 26 до 45 номеров, круглосуточный ресторан средней ценовой категории, фаст-фуд, сауна, предусматривается возможность высокоскоростного доступа к сети Интернет. Кроме того, в широкий спектр услуг Douglas Hotel войдет охраняемая автостоянка, шиномонтаж как для легковых, так и для большегрузных автомобилей, душ и туалет. На территории некоторых комплексов будет расположена русская баня.
Как заявляют в компании, инвестиции на первом этапе строительства отелей составят более 30 млн долл., а ожидаемый срок окупаемости каждого из них – около 5 лет. По прогнозам специалистов Douglas Consulting, наполняемость номеров в Douglas Hotel будет составлять 70% уже в первый год работы. Во второй год она достигнет 75%. Выйти на запланированные показатели Douglas Consulting рассчитывает как за счет использования преимуществ сетевой концепции, что подразумевает в том числе удобную форму бронирования, так и за счет правильного географического расположения отелей.
В конце 2004 г., еще только планируя выход на гостиничный рынок, компания Douglas Consulting провела самостоятельные опросы потенциальных клиентов и сделала масштабный анализ существующих предложений в сфере гостиничного бизнеса. "В результате исследования специалисты компании пришли к выводу, что среди заведений, расположенных в непосредственной близости от магистралей, преобладают гостиницы низкой ценовой категории, при этом, как следствие, с очень низким уровнем сервиса, – отмечается в официальном сообщении компании. – К тому же полностью отсутствуют придорожные сетевые гостиницы с высококачественным уровнем сервиса, обеспечивающие безопасность автомобилистам".
Как сказал RBC daily исполнительный директор Douglas Consulting Филипп Генс, сейчас на рынке придорожных гостиничных услуг у компании нет конкурентов, поэтому у этого вида бизнеса большое будущее. "Сейчас практически невозможно путешествовать по России, так как нельзя распланировать маршрут по всему пути следования, – отметил он. – Наша задача – расположить мини-отели по пошаговому принципу на всех популярных направлениях". В компании полагают, что особенным спросом мини-отели будут пользоваться у автотуристов.
В то же время большинство аналитиков сейчас не берутся оценить перспективы данного вида гостиничных услуг. "Этот рынок не наполнен, потому что, в отличие от Америки и Европы, у нас несколько другой менталитет потребителей подобных услуг, – сказал RBC daily генеральный директор компании Hotel Consulting and Development Group Александр Лесник. – Те же дальнобойщики предпочитают ночевать в машинах и отдать 100-150 руб. за стоянку. Опять же в России не развит автотуризм". Между тем, как отметили в комитете Государственной думы по экономической политике, предпринимательству и туризму, именно отсутствие соответствующей инфраструктуры не дает формироваться этому направлению туризма. Поэтому расширение сетей придорожных отелей может стать катализатором широкого развития автотуризма. В Госдуме полагают, что наибольшего развития этот вид туризма может достичь в 2015 г., когда будет достроена трасса "Амур", соединяющая Сибирь с Дальним Востоком.
Пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина считает, что открытие широкой сети придорожных отелей, таких как Douglas, предоставляющих широкий спектр услуг, повысит интерес к внутреннему туризму как россиян, так и иностранцев. "Сейчас большая проблема – найти отель, где можно остановиться на несколько часов, перекусить, потребность в мини-отелях очень велика", – сказала Ирина Тюрина RBC daily.
Елена Шестернина