Россия останется без кранов
Вчера «Газпром» перенес сроки проведения аукциона по продаже 80% акций своей дочерней компании «Газпром-Кран». Причиной переноса торгов в газовой монополии называют желание одного из претендентов продлить срок ознакомления с предприятием, на которое отводился один месяц, но категорически отказываются назвать «не успевшего». Никто из российских претендентов на «Газпром-Кран» в плохой «успеваемости» не признается, но сразу несколько из них заявили RBC daily, что с такой просьбой в «Газпром» могла обратиться американская компания TEREX. Если предположения российских производителей кранов оправдаются, то им будет очень трудно противостоять американцам в борьбе за «Газпром-Кран» – финансовые возможности TEREX несопоставимы с ресурсами отечественных компаний. В свою очередь появление крупного международного игрока на внутреннем рынке может осложнить возрождение российского краностроения.
ОАО «Газпром-Кран» (г. Камышин, Волгоградская обл.) – единственный производитель в России кранов грузоподъемностью свыше 50 т. Выручка компании в 2004 г. составила 181,9 млн руб., убытки – свыше 10 млн руб. В прошлом году «Газпром-Кран» произвел 53 автокрана (в том числе грузоподъемностью от 50 т – 24), за 6 месяцев 2005 г. – 18 (13). ОАО «Газпром» принадлежит 80,18% акций «Газпром-Крана», владельцем остальных акций является Галичский автокрановый завод. В России производство автокранов в 2004 г. составило 3654 единицы. Из них на предприятиях концерна «Все краны» (объединяет Галичский и Клинцовский заводы) было изготовлено 1322 автокрана, Независимой ассоциацией машиностроителей (НАМС, ивановский «Автокран») – 1557 единиц. Компания TEREX (США) – третий производитель горнорудной и строительной техники в мире после Caterpillar и Komatsu. В первом полугодии 2005 г. выручка компании достигла 3,2 млрд долл. (в том числе от продажи кранов – 641 млн долл.), чистая прибыль – 111,1 млн долл. Совокупная выручка трех крупнейших автокрановых заводов России в 2004 г. составила всего 120 млн долл.
В начале июля «Газпром» опубликовал сообщение о проведении 5 августа торгов по продаже всех принадлежащих ему акций «Газпром-Крана». Стартовая цена пакета составила 113 млн руб., шаг аукциона – 1 млн руб. На участие в аукционе подали заявки все ведущие производители автокранов (НАМС, концерн «Все краны»), а также Торговый дом «Карачаровский механический завод» (Москва). Но неожиданно 2 августа «Газпром» направил участникам торгов уведомление об их отмене без указания на то причин. В пресс-службе газового холдинга вчера затруднились прокомментировать данное решение. Однако Надежда Зубко, начальник отдела по работе с непрофильными активами «Газпрома», заявила агентству РБК, что причиной отмены торгов стало «обращение в компанию одного из участников, подавших заявку, и попросившего отсрочить торги по причине того, что ему необходимо провести дополнительный аудит "Газпром-Крана"». Представитель «Газпрома» категорически отказалась сообщить название этой компании. По словам г-жи Зубко, до конца недели руководство «Газпрома» примет решение по вопросу продажи «Газпром-Крана», и новая дата торгов либо другое решение может быть озвучено 8-9 августа.
Никто из российских претендентов на «Газпром-Кран» в обращении к «Газпрому» с просьбой отсрочить проведение торгов по продаже компании не признается. При этом сразу несколько участников рынка сообщили RBC daily, что с такой просьбой к газовой монополии могла обратиться американская компания TEREX. «Насколько нам известно, TEREX даже написала официальное письмо в «Газпром» с подобной просьбой», – заявил один из претендентов на «Газпром-Кран», пожелавший остаться неназванным. В российском представительстве TEREX прокомментировать свой интерес к российским крановым активам не смогли.
Однако если предположения участников рынка подтвердятся, то на новом аукционе им придется конкурировать не между собой, а с игроком иной весовой категории. «По всей видимости, «Газпром» не ожидал такого ажиотажа вокруг своего кранового актива, поэтому решил взять паузу, – заявили RBC daily в одной из компаний, подавших заявку на участие в аукционе по акциям «Газпром-Крана». – Кроме того, появление нового претендента – TEREX – сулит значительно более высокую итоговую цену, чем в «Газпроме», по-видимому, рассчитывали получить изначально». По мнению собеседника RBC daily, российских претендентов в «Газпром-Кране» интересует прежде всего уникальное оборудование, которое для него в свое время закупил «Газпром», а TEREX – внутренний рынок. «Естественно, что цена за «Газпром-Кран» как за промышленный актив значительно меньше, чем как за билет на российский рынок», – считают российские производители автокранов.
Приход в Россию одного из главных производителей автокранов в мире может существенно сказаться на темпах роста отечественного краностроения. Если в прошлом году производители автокранов в среднем увеличили производство на 33% (средние темпы роста по машиностроению составили всего 12%), то с появлением «местного иностранца» они потеряют свое главное преимущество – низкую себестоимость, что может отразиться на темпах роста их производства в будущем. «При сопоставимом качестве сейчас мы производим автокраны значительно дешевле, чем TEREX или Caterpillar, – заявил RBC daily представитель одного из лидеров рынка. – После того как TEREX получит возможность локализации производства, нам придется конкурировать с ним в равных условиях».