Вокзалы превращают в многофункциональные комплексы
Вокзалы Москвы могут превратиться в многофункциональные комплексы. Пилотный проект реконструкции Курского вокзала на днях был представлен на выставке Exporeal-2005 в Мюнхене. Площадь комплекса составит 790 тыс. кв. м, инвестиции — около 1 млрд евро.
О планах реконструкции Курского вокзала, "Бизнесу" рассказал гендиректор компании "Перспектива" Евгений Тихомиров, главный проектировщик проекта. "Реконструкция Курского вокзала — первый этап программы освоения пространства над железнодорожными путями, разработанной Союзом архитекторов России", — говорит Тихомиров. По его словам, предпроектные предложения основываются на реставрации здания исторического вокзала, реконструкции путевого хозяйства и строительстве нового комплекса зданий многофункционального назначения.
Общая площадь комплекса составит 790 тыс. кв. м. Площадь вокзала увеличится с 31 тыс. кв. м до 60 тыс. кв. м. Торговые площади займут 135 тыс. кв. м, офисные помещения — 60 тыс. кв. м. На остальной площади расположатся технические службы, выставочные залы и конференц-холл. Кроме того, проект предусматривает строительство паркингов на 30 тыс. машиномест. "Уже решен вопрос о привлечении в проект целевых инвестиций из Швейцарии, которые составят около 1 млрд евро", — сообщает Евгений Тихомиров, однако самих инвесторов не называет. По словам первого вицепрезидента Союза архитекторов России Бориса Нелюбина, в Мюнхене был представлен проект-предложение, и рабочие чертежи еще не разработаны. "Кроме того, еще нет постановления правительства Москвы, город не взял на себя решение организационных вопросов", — добавляет Нелюбин. Однако Евгений Тихомиров уверен, что реализация проекта начнется уже в обозримом будущем. "Уже достигнуто соглашение с главным архитектором Москвы Александром Кузьминым", — говорит Тихомиров. По его словам, реконструкция Курского вокзала рассчитана на пять лет.
"На Западе интеграция вокзалов в бизнес-строительство позволяет создавать весьма успешные и интересные проекты, например Broad Gate в Лондоне", — считает директор отдела консалтинга компании Knight Frank Константин Романов. Строительство комплекса на Курской может быть очень рентабельно, только если удастся развести потоки пассажиров вокзала и посетителей бизнес-центра, уточнил он.
"Не каждый арендатор захочет находиться в здании, вокруг которого шум, суета и разношерстные людские потоки. Это снизит уровень бизнес-центра и усложнит реализацию проекта", — соглашается старший аналитик Prime City Properties Антонина Лаирова. Однако, по ее мнению, с вокзальной спецификой больше сочетаются торгово-развлекательные площади. "Скорее всего, они будут рассчитаны на посетителей вокзала, так как в противном случае им придется конкурировать с "Атриумом", что вряд ли возможно", — считает эксперт.
Антон Павлов
Маргарита Федорова