От черных маклеров к белым воротничкам
Психологи утверждают, что к приобретению нового жилья люди подходят почти с такой же ответственностью, как к замужеству или женитьбе. Просчеты в сделках с недвижимостью обходятся не менее дорого, чем ошибки в выборе своей второй половины. Советский подход к улучшению жилищных условий был примитивен: обмен, еще обмен – продолжать можно бесконечно. От виртуозности его законспирированных исполнителей, "черных маклеров", зависело будущее семьи. Многие успешные люди до сих пор считают одним из своих самых значительных достижений в жизни головокружительный обмен, в результате которого из "хрущобы" им удалось перебраться в "двушку на Тверской". После 92-го года процесс приватизации легализовал рынок недвижимости и…
...Вышел маклер из тумана...
Поначалу он стал действовать примерно так же, как описано в детской считалочке: и ножик вынимал, и бил. И коммуналки в центре расселял так, что люди оказывались не в отдельных квартирах, а на улице. И продавал одну и ту же квартиру одновременно нескольким покупателям. И успевал, собрав со всех деньги, быстро исчезнуть. Незадачливым клиентам оставалось лишь дожидаться бесперспективного судебного разбирательства. Долго так продолжаться не могло, и по известному закону экономики "спрос рождает предложение" на рынке недвижимости появились профессионалы – риэлтеры.
Доктора риэлтерских наук
Уже в конце 90-х в Москве действовало около 1000 агентств недвижимости разного калибра. Квартирный маклер надел белую рубашку, занял свое место в офисе перед компьютером и стал красиво именоваться риэлтером. Уже само слово было более презентабельным и вызывало больше доверия по сравнению с жуликоватым "маклером". Специальность риэлтера стала одной из самых высокооплачиваемых.
На рынке недвижимости есть два варианта заработка – комиссия и маржа. Комиссия – сумма, которую за свои услуги частные риэлтеры или агентства взимают с клиента. Обычно комиссия – это некий процент от стоимости реализуемой квартиры. Сегодня ее размер колеблется в среднем от 3% до 7%. Особо ушлые зарабатывают еще и на марже – разнице между ценой, о которой они договорились с продавцом, и ценой, за которую объект продается покупателю.
К примеру, вы решили продать квартиру, но в вопросах ценообразования вы не сильны. Объективно ваша квартира стоит 53 тыс. долларов. Фирма оценила ее в 50 тыс. долларов, определила комиссию в 4% от 50 тыс. долларов, а продала впоследствии за 54 тыс. долларов (сказался рост цен). Далее – простая арифметика. Вы получили за свою квартиру 48 тыс., фирма – 6 тыс., причем только 2 тыс. из них – оговоренная комиссия. Это не обман – это воровство, облеченное в правовую форму. Даже если позднее продавцу удается узнать реальную цену, за которую была продана его квартира, то получить утаенные деньги он уже никогда не сможет. Договор, который был подписан, в этом смысле "безупречен".
Неудивительно, что в последнее время среди специалистов по недвижимости все чаще можно встретить и кандидатов, и докторов наук.
Новички
Как правило, "новички" – компании, которые вышли на рынок в последние 2-3 года, - не гонятся за сверхдоходами, получаемыми за счет разницы между ценой покупки и продажи квартиры. Свои финансовые проблемы они решают не за счет клиентов, а благодаря сокращению затрат и внедрению IT-решений. Например, вместо того, чтобы устраивать многочисленные встречи с клиентами в разных концах города, тратить время на поездки, а деньги на телефонные переговоры, новые агентства недвижимости используют более рациональный подход – устраивают в Интернете виртуальные фототуры по квартире. Покупатели могут обстоятельно изучить и проанализировать предлагаемые варианты, не выходя из дома или офиса.
Так работает, например, Бюро Недвижимости "Агент 002", которое предлагает риэлтерские услуги за 2% комиссионных. Что это – рекламный трюк или "игра на понижение"? По словам директора по маркетингу Бюро Ольги Побединской, низкие комиссионные – продуманное маркетинговое решение. "Растущая конкуренция заставляет компании искать нестандартные решения, – говорит она. – Специалисты "Агент 002" нашли способ оптимизировать и заметно уменьшить расходы компании, снизив, таким образом, себестоимость услуг".
Риэлтеры Бюро обеспечены портативными компьютерами и мобильной связью и не настаивают, чтобы клиенты приезжали к ним в офис, а сами на фирменных автомобилях выезжают к ним. Обслуживание автопарка обходится компании значительно дешевле, чем, если бы она арендовала сеть офисов по всей Москве.
Новая схема работы с клиентами, которая не позволяет сотрудникам "левачить", также сокращает издержки компании. Вместо одного риэлтера, как в обычном агентстве недвижимости, в Бюро сделку проводит команда узкопрофильных специалистов. Каждый из них выполняет четко определенную функцию. Их оплата зависит от качества проведения сделки, поэтому они не занимаются ценовыми манипуляциями и не затягивают процесс.
Судя по всему, это лишь первые признаки предстоящих изменений на рынке недвижимости. Ипотечное кредитование, несмотря на многочисленные "но", становится все более массовым. По оценкам специалистов это один из факторов, который будет влиять на рост цен на недвижимость в ближайшие годы. С расширением ипотечной практики конкуренция станет возрастать, и риелторы будут заинтересованы в доступности своих услуг.