Бедняков переведут на контрактную основу
На этой неделе министр регионального развития РФ Владимир Яковлев провел закрытый брифинг для журналистов. Высокопоставленный чиновник рассказал о планах правительства по жилищному строительству на территории Российской Федерации. По словам Яковлева, в прошлом году в строй был введен 41 млн кв. м жилья, а в следующем году планируется ввести 80 млн кв. метров. Именно столько жилья было сдано строителями еще в РСФСР в 1990 г., последнем году существования Советского Союза, отметил он.
Увы, как оказалось, это была "лебединая песня" массового жилищного строительства, и за прошедшие 15 лет у государства накопилась куча невыполненных обязательств перед своими гражданами все по тому же вечному квартирному вопросу. Вряд ли стоит радоваться и возврату к прежним объемам строительства. В отличие от советских времен, значительная доля жилья, вводимого в оборот сегодня, относится к коммерческому сектору и социальным очередникам не светит. Между тем на сегодняшний день в стране насчитывается 4,5 млн человек, которые стоят в очереди на жилье уже более 20 лет. Среди них 1 млн 200 тыс. жителей, перед которыми государство имеет жилищные обязательства, то есть это люди, которым оно просто обязано предоставить квартиру, но не предоставляет (в первую очередь, речь идет о военных и чернобыльцах).
Государство, впрочем, тоже имеет свой счет к гражданам. Долги частных лиц по услугам ЖКХ на данный момент достигли астрономической суммы в 330 млрд руб. (около 11,6 млрд долл.). Сумма значительная даже для бюджета США, не говоря уже о российском. При этом, что самое интересное, многие реально нуждающиеся льготные категории населения платят за свои квартиры достаточно исправно. Блокадники и пенсионеры плачут, страдают, но платят, говорит Яковлев. А в числе должников оказываются либо те, у кого квартиры стоят пустыми как мертвый капитал, либо те, у кого просто нечем платить.
Нечем платить, как правило, у многодетных семей. Поскольку дети, скажем, одинокой матери не успели ничем послужить государству, они не входят ни в одну льготную категорию. А пособие на ребенка у нас, как известно, остается на уровне 70 руб. в месяц. Правда, как сообщили вчера представители московских властей, в столице с 1 января 2006 г. оно будет увеличено до 150 руб., но это все равно смешные деньги. Между тем, 70% жилья у нас в частном владении (в основном это приватизированные квартиры), и уже со следующего года услуги ЖКХ за них надо будет оплачивать в полном объеме. Откуда многодетные семьи возьмут необходимые для оплаты коммунальных услуг средства? Из этих 70 рублей? Не окажутся ли в итоге выброшенными на улицу те 25 млн россиян, которые уже сейчас имеют доходы ниже прожиточного минимума?
По закону, если расходы на ЖКХ превышают 22% дохода семьи, людям выплачивается субсидия – раньше это были 13% стоимости услуг ЖКХ, теперь 11%, говорит Яковлев. Эксперты, однако, отмечают слабую продуманность системы жилищных субсидий. "Необходимо, чтобы власти "видели" ту семью, которой выплачивается субсидия, чтобы они оценивали все ее доходы", – отмечает руководитель рабочей группы проекта ТАСИС "Социальная реформа в РФ" Кристиан Мутье. А сейчас одна часть доходов учитывается одним ведомством, другая – другим.
В итоге самые бедные могут просто не потянуть квартплату, а субсидии, которые помогли бы им сохранить крышу над головой, пойдут другим, не самым нуждающимся. По мнению Мутье, необходимо перевести бедных на своего рода контрактную основу: заставить их честно продекларировать все свои доходы, и, уже исходя из этой информации, оказывать помощь вне зависимости от того, есть у человека заслуги перед государством или нет.
Дмитрий Варнавин