"Патэрсон" будет играть по-крупному
Как стало известно RBC daily, сеть супермаркетов "Патэрсон" намерена развивать еще один формат – гипермаркеты. Таким образом, компания идет по пути большинства крупных игроков, диверсифицирующих риски. По мнению аналитиков, это единственный правильный путь для крупных ритейлеров, но на нем компания столкнется в целым рядом подводных камней, в первую очередь связанных с управлением мультиформатной сетью и перестройкой системы логистики.
Сеть "Патэрсон" основана в 1997 г. и сейчас насчитывает 57 универсамов в Москве и 12 – в российских регионах, один супермаркет открыт в Киеве. До конца года планируется открыть еще 14 новых объектов. Оборот компании в 2004 г. составил 250 млн долл. C 2005 по 2010 гг. планируется увеличить сеть до 164 объектов, а оборот – до 1 млрд долл. По данным РБК, по итогам 2004 г. "Патэрсон" занял четвертое место среди федеральных сетей по охвату регионов – после "Пятерочки", "Магнита" и "Перекрестка".
В сети "Патэрсон" RBC daily подтвердили планы по выходу в новый формат. "Этот проект пока находится в разработке, но уже в ближайшем будущем будут достигнуты конкретные договоренности по будущим объектам", – уточнила пресс-секретарь сети "Патэрсон" Надежда Сенюк. Первые гипермаркеты "Патэрсона" могут начать работу лишь в течение ближайших двух лет, так как пока не подписано ни одного договора. По словам Надежды Сенюк, с помощью гипермаркетов "Патэрсон" планирует осваивать региональные рынки. В ближайшей перспективе крупноформатные магазины будут появляться лишь в тех регионах, где уже работают магазины сети. "Таким образом, мы сможем сразу серьезно увеличить свою долю в регионах", – говорит она. Цель "Патэрсона" – порядка 50% каждого регионального рынка, где компания присутствует.
Эксперты считают, что мультиформат – единственно правильный путь развития розничных компаний. "От этого никуда не уйдешь, – считает аналитик РБК Валентин Крохин. – Все крупные европейские ритейлеры имеют несколько форматов". По словам пресс-секретаря сети «Седьмой Континент» Екатерины Лесиной, развитие сразу нескольких форматов – это в первую очередь расширение покупательской аудитории. "Все зависит от рыночной конъюктуры, но на сегодня гипермаркет – оптимальный формат для освоения регионов. Он позволяет сразу получить большие объемы продаж и завоевать поставщиков", – утверждает она. С ней согласен директор Евразийского института мерчандайзинга Сергей Лыков: "Гипермаркеты позволяют быстро укрепляться в регионе, а считается, что крупной сети в регионе правильно было бы занимать как минимум 32% местного рынка".
Пока все подробности проекта в "Патэрсоне" не раскрывают. По словам Надежды Сенюк, площадь "гиперов" компании (которые также будут называться "Патэрсон") будет составлять от 5 до 9 тыс. кв. м. В большинстве своем они будут строиться "Патэрсоном" как отдельные объекты. "Сейчас ведутся переговоры по 4-5 регионам, не буду говорить, каким именно, так как договоры пока не подписаны, – рассказала Надежда Сенюк. – Могу сказать точно – в Москве и Петербурге мы гипермаркеты в ближайшей перспективе строить не будем. Этот проект рассчитан на освоение регионов".
Эксперты расходятся в оценке такой позиции. По словам Валентина Крохина, в Москве и Петербурге гипермаркетов пока недостаточно: только в Москве и области можно открыть еще около 20 объектов. "У "Семерки" также сначала была идея идти гиперформатом только в регионы, поэтому "Патэрсон" может потом изменить своей концепции, когда просчитает эффективность строительства гипермаркета в столице», – считает он. По словам Екатерины Лесиной, "Семерка" действительно сначала хотела открывать гипермаркеты в регионах, но затем там просчитали экономику проектов и поняли, что в Москве гипермаркеты строить выгодно". Сергей Лыков же считает, что позиция "Патэрсона" вполне понятна – в Москве и Петербурге строиться гораздо дороже, чем в регионах, с учетом "административных" расходов, так как без административного ресурса здесь сложно получить и участок под застройку, и разрешительную документацию.
Однако и в регионах, по словам Сергея Лыкова, способ развития, выбранный "Патэрсоном", – недешевое удовольствие. Как сообщили в торговой сети, инвестиции в каждый гипермаркет составят от 15 млн долл. По мнению Валентина Крохина, эта сумма может быть в разы выше, в зависимости от региона и сопутствующих условий, так как сейчас зачастую строительство обычного супермаркета обходится более чем в 10 млн долл. Сергей Лыков отмечает, что значительные средства уйдут также на перестройку логистики и системную интеграцию. "У "Пятерочки", например, только на внедрение программного обеспечения ушло порядка 3 млн долл.", – рассказал он.
Кроме того, для работы с гипермаркетами "Патэрсону" надо будет менять психологию управления. "В первую очередь надо понять, что такое строительство – это привлечение "длинных" инвестиций: срок окупаемости гипермаркета не менее 5 лет", – считает Сергей Лыков. В "Патэрсоне" же рассчитывают максимально оптимизировать сроки окупаемости. "Этот процесс можно ускорить за счет сдачи в аренду части площадей – под аптеки, небольшие магазинчики, а также за счет сбалансированной ценовой политики. Мы, например, за "Ашаном" в ценах не гонимся. Мы собираемся "вытеснять" местные рынки в регионах, и наши цены будут держаться примерно на том же уровне, а на рынках низкие цены лишь на местную продукцию", – говорит Надежда Сенюк. В гипермаркетах "Патэрсон" цены будут примерно на 10% ниже, чем в гипермаркетах сети среднего формата.
Елена Желобанова