Рестораторы экономят на площадях
Московские рестораторы пытаются найти способ компенсировать стремительный рост арендных ставок на небольшие помещения. Сегодня "Росинтер ресторантс" откроет комплекс, который объединит сразу четыре ресторанные концепции, производственные помещения и менеджмент. За счет этого компания добилась экономии в 25%. Аналогичным путем идут и конкуренты "Росинтера".
Сегодня открывается ресторанный комплекс "Росинтер ресторантс" в Московском дворце молодежи (МДМ). На площадях в 1,5 тыс. кв. м появятся рестораны "IL патио", TGI Friday’s и "Планета Суши", а также новый проект — ресторан русской кухни "1–2–3 кафе". Вместимость комплекса — 487 посадочных мест. "Все заведения находятся в одном помещении, а разделяют их только декоративные перегородки", — говорит PR-директор "Росинтер ресторантс" Валерия Силина.
В отличие от других проектов "Росинтер ресторантс", где рестораны находятся в одном помещении (например, возле метро "Маяковская", где открыты "Ростик’c", "IL патио", "Американский бар" и "Планета Суши"), в МДМ будут объединены кухня, служебные и складские помещения всех четырех ресторанов. Кроме этого, ресторанами будет управлять единый менеджмент.
По словам Силиной, основная цель, которую преследовал "Росинтер ресторантс", — сокращение издержек. "На строительстве комплекса мы снизили затраты на 25%, на 15–20% меньше составили затраты на персонал", — отмечает Силина. Строительство обошлось "Росинтеру" в 3 млн долл., так что экономия составила 750 тыс. долл.
"Росинтер ресторантс" планирует развивать аналогичные проекты и в дальнейшем. До конца 2005 года компания откроет подобный комплекс на Преображенской площади.
Ранее для сокращения издержек рестораторы ограничивались только объединением площадей, что также позволяло экономить, но не в таких объемах. По подобному пути развивается, например, "Кофе хауз", рядом с кофейнями открываются рестораны "Азия кафе". Владельцы мастер-франшизы Sbarro объединили площади "Баш на баш" и Viaggio. Похожий проект развивают владельцы московской сети "Кофе тун" в Ростове-на-Дону, где в ТЦ "Горизонт" на площадях в 1,7 тыс. кв. м строят сразу несколько концепций: русской, итальянской, кавказской, японской, китайской кухни, а также салат-бар. Компания планирует выходить с этой концепцией и в другие регионы, в том числе в Москву.
Эксперты также отмечают, что, помимо объединения площадей, рестораторы сокращают издержки и за счет другого фактора — полного переноса кухни на отдельное производство. "Демократичные сетевые проекты идут вслед за фастфудом, открывая фабрикикухни. Они позволяют не только сократить издержки по аренде площадей, но также и стандартизировать блюда", — отмечает главный редактор отраслевого журнала "Мое дело. Ресторан" Анна Людковская. "Основная масса помещений, подходящих под рестораны, — 200–250 кв. м. Найти их почти нереально. Зато еще остались предложения по большим помещениям площадью 500–700 кв. м, где можно открывать несколько ресторанов, а также экономить на аренде: она ниже, чем в небольших помещениях", — говорит аналитик ИК "Финам" Владислав Кочетков.
Участники рынка считают, что за подобными проектами будущее. "Пока они еще редко встречаются, но в дальнейшем будут активно развиваться. Это позволяет оптимизировать не только площади ресторанов, но и управление персоналом", — говорит совладелец сети "Грабли" Роман Рожниковский. "Сразу несколько заведений привлекают внимание посетителей, у которых появляется выбор", — соглашается гендиректор московского филиала петербургской сети "У тещи на блинах" Рашид Абдурашитов.
Впрочем, у таких проектов существуют и недостатки. "Если в объединенной кухне ресторанов сломается оборудование, то встанут сразу все концепции. Тогда потери компании будут на порядок выше, чем если бы это было отдельное помещение", — говорит управляющий партнер консалтинговой компании "Группа 9" Илья Лычев.
Василий Дмитриев