Шереметьево заморозит терминал
Подконтрольное "Аэрофлоту" ОАО "Терминал" в конце апреля может приостановить строительство аэропортового терминала Шереметьево-3 из-за отсутствия финансирования. Заместитель генерального директора по финансам и планированию "Аэрофлота" Михаил Полубояринов объясняет это задержкой с проектным финансированием, которое должны предоставить банки – будущие акционеры "Терминала". Как ожидается, из-за длительности процесса согласований сделки выделение денег начнется не ранее начала июля, а имеющиеся в распоряжении строителей средства, выделенные "Аэрофлотом", закончатся уже в марте. Для покрытия кассового разрыва "Аэрофлот" рассматривает возможность привлечения бридж-кредита на 30-40 млн долл. или предоставление поручительства "Терминалу" для самостоятельного привлечения им средств банков. Впрочем, участники рынка считают, что строительство вряд ли остановится, так как в число акционеров всех участвующих в проекте компаний входит государство. Власти же не допустят задержки сдачи этого объекта в эксплуатацию.
Общая площадь строящегося терминала Шереметьево-3 составляет 168 тыс. кв. м, площадь перрона для обслуживания самолетов – 300 тыс. кв. м, годовая пропускная способность – 9 млн пассажиров с возможностью ее увеличения на 20%. Терминал будет представлять собой трех-четырехэтажное здание с разделенными зонами вылета и прилета, пропускной способностью 3,8 тыс. пассажиров в час, оборудованное 22 телетрапами. Терминал разместится рядом с Шереметьевым-2, со временем планируется соединить два терминала. Проект Шереметьева-3 разработала компания Airport de Paris. Строительством занимается турецкая компания Enka, которая победила в конкурсе по выбору генподрядчика, согласившись возвести терминал за 26 месяцев, уложиться в бюджет размером около 400 млн долл. и возложить на себя все инфляционные и валютные риски по проекту. Уставный капитал ОАО "Терминал" составляет 132 млн долл.
Впрочем, уже в конце апреля подконтрольное "Аэрофлоту" ОАО "Терминал" может приостановить строительство Шереметьева-3 из-за отсутствия финансирования. Заместитель генерального директора по финансам и планированию "Аэрофлота" Михаил Полубояринов объяснил это задержками с проектным финансированием, которое должны предоставить банки – будущие акционеры компании "Терминал". При этом он уточнил, что оплата "Аэрофлотом" уставного капитала "Терминала" практически завершена. 70% принадлежащих ему акций он продаст госбанкам – ВТБ и ВЭБ – чуть дороже их номинальной стоимости. "Рыночная стоимость акции составляет 106 руб., номинальная – 104 руб., то есть рыночная выше всего на два рубля". Продажа 70% акций позволит "Аэрофлоту" получить порядка 100 млн долл. в качестве оплаты участия в уставном капитале акционерного общества.
Согласно меморандуму, подписанному участниками проекта строительства терминала, банки в качестве проектного финансирования обязаны предоставить им до 250 млн долл. на срок 13-14 лет, рассказал Михаил Полубояринов. Он отказался называть ставку, по которой банки предоставят эти деньги. "Это переговорный процесс, который сейчас не завершен, он займет около двух месяцев, пока "Терминал" не оформит соответствующие документы, – отметил он. – Покупка акций – это билет для предоставления проектного финансирования". По словам топ-менеджера "Аэрофлота", это важно для банков, так как они через пять лет после начала реализации проекта могут с прибылью выйти из его акционерного капитала, при этом проектное финансирование не прекратится. "Ситуация же с отсутствием проектного финансирования будет длиться с начала марта и до середины июля, – сказал г-н Полубояринов. – Но жесткие сроки по строительству этого объекта сорваны не будут". Для покрытия кассового разрыва "Аэрофлот" рассматривает возможность привлечения бридж-кредита на 30-40 млн долл. или предоставление авиакомпанией поручительства "Терминалу" для самостоятельного получения им средств банков.
Все вопросы, связанные с техническим согласованием финансирования, будут решены, так как государство взяло проект строительства Шереметьева-3 под свой патронаж, считает Леонид Душатин, член совета директоров "Аэрофлота", представляющий его акционера – Национальную резервную корпорацию (НРК). "Конечно, есть вероятность того, что финансирование задержится. Это может произойти по причине различия редакционных требований или требований банков к заемщику, но последнее вряд ли произойдет, так как "Аэрофлот" уже давно работает с ВЭБом и ВТБ, банки давно сотрудничают между собой", – сказал он RBC daily. По его мнению, сложностей с деньгами у банков не будет. Всю ситуацию он назвал предсказуемой. "Требования действующего законодательства заключаются в том, что перед тем, как продавать доли в капитале "Терминала" банкам, уставной капитал компании должен быть полностью оплачен, этим "Аэрофлот" занимался по мере своих финансовых возможностей. К апрелю он закончит оплату, а потом сможет продавать доли", – отмечает г-н Душатин.
Однако основной владелец НРК Александр Лебедев опасается, что в результате может повториться опыт годичной давности, когда ВТБ не захотел на паритетных началах со Сбербанком владеть 20% акций ОАО "Терминал". "Тогда планировалось, что по 20% акций компании будет у банков, а 5% может уйти на рынок или остаться в НРК", – сказал Александр Лебедев. В итоге финансированием занялись ВТБ и ВЭБ, был потерян год. "И это, возможно, не последняя проблема будущих акционеров с распределением капитала", – предупреждает депутат.
Сергей Стариков