Строительные пирамиды возьмут рекламную паузу
Сегодня депутаты Госдумы собираются рассмотреть во втором чтении законопроект о рекламе. Среди прочего он предусматривает ужесточение правил рекламы в сфере жилищного строительства. Разработчики документа, например, депутат Владимир Мединский, считают, что благодаря этому частные инвесторы перестанут попадать на удочку нечестных игроков на рынке жилья. Однако многие аналитики и застройщики со своей стороны не уверены, что закон сможет кардинально изменить ситуацию. По их мнению, опыт ужесточения рекламы финансовых услуг, который также ставил целью борьбу с мошенниками, показал неэффективность такого подхода.
Новая редакция Федерального Закона "О рекламе" была внесена на рассмотрение Государственной Думы 10 декабря 2004 г. По мнению разработчиков проекта, старая редакция закона, принятая в 1995 г., в настоящее время устарела. В пояснительной записке авторы документа утверждают, что "представленный законопроект содержит принципиально новую систему норм, которая учитывает весь предыдущий положительный опыт правового урегулирования рекламы и практику применения рекламного законодательства, а также восполняет существующие пробелы правового урегулирования рекламной деятельности". В первом чтении законопроект был принят депутатами Госдумы 20 апреля 2005 г.
В России насчитывается порядка 100 тысяч вкладчиков, обманутых строительными пирамидами. "Все они стали жертвами недобросовестной рекламы, а точнее прямого обмана, – заявил RBC daily заместитель председателя комитета по экономической политике Госдумы РФ Владимир Мединский. – Чтобы исключить это безобразие в будущем, новый законопроект достаточно жестко ограничивает рекламу, связанную с привлечением денежных средств граждан для строительства жилья". После принятия нового закона рекламировать можно будет только договора участия в долевом строительстве, жилищные, жилищно-строительные и жилищно-накопительные кооперативы. "Все другие формы отношений между застройщиком и соинвесторами, в том числе сертификаты, рекламировать запрещено", – говорит депутат.
Кроме того, по словам г-на Мединского, реклама строящихся объектов обязательно должна будет содержать сведения о месте и способах получения участником долевого строительства (так называемыми дольщиками) проектной декларации. "Вкладывая свои кровные, и при этом весьма немалые, деньги, человек должен твердо знать, действительно ли будет построен дом и в какие сроки", – уверен Владимир Мединский. Еще один неприятный сюрприз застройщикам – по новому закону, предполагается запретить рекламу объектов, на возведение которых у строителей нет обязательных разрешительных документов от всех без исключения контролирующих органов. Если же застройщика временно лишат разрешения на строительство здания по той или иной причине, то и рекламу ему придется приостановить.
Часть застройщиков согласна с такой позицией. Как считает Екатерина Семихатова, директор по связям с общественностью компании "Новая площадь", которая занимается долевым строительством, в целом закон сможет усилить контроль над ненадежными застройщиками. "Возможно, уйдут с рынка особо недобросовестные продавцы, – пояснила RBC daily г-жа Семихатова. – Для добросовестных компаний это снижение конкуренции, для покупателя – сокращение рисков. И более организованная рекламная деятельность на рынке".
С другой стороны, многие аналитики и участники рынка не уверены, что ужесточение требований к рекламе строящихся объектов поможет государству бороться с недобросовестными строительными компаниями. В разговоре с RBC daily заместитель генерального директора компании "Велес Капитал Девелопмент" Владлен Волошин напомнил, что вопросы, связанные с рекламой строящихся объектов, частично прописаны в законе "О долевом строительстве". "Там уже введен прямой запрет на рекламу объектов без получения застройщиками определенных разрешений", – рассказал он. И все равно фактически нелегальные стройки продолжают рекламировать. "Я не вижу никакой связи между ужесточением рекламы и возникновением афер на рынке жилья", – считает г-н Волошин.
Директор по рекламе и PR группы компаний ПИК Дмитрий Ивлиев считает, что повод к ужесточению требований по рекламе на рынке жилья – волна банкротств известных строительных компаний. "Но какие-то ограничения по рекламе в сфере жилищного строительства вряд ли повлияют на то, что мошеннические компании сами собой исчезнут с рынка", – заявил он RBC daily. В качестве примера Дмитрий Ивлиев привел рекламу в банковской сфере. "В рекламе банков обязательно должен присутствовать номер лицензии. Ну и что? Неужели это как-то охраняет вкладчиков от банкротства этих кредитных организаций?", – говорит эксперт. К сожалению, продолжил он, как и в случае с банками, о недобросовестности компании становится известно только после того, как обманутые вкладчики или дольщики выходят на демонстрации и перекрывают магистрали.
Ирина Мандрик