Строителей призвали перейти к саморегулированию
Вчера в Совете Федерации прошел круглый стол, посвященный созданию саморегулируемых строительных организаций. По замыслу одного из инициаторов – председателя комитета Госдумы по собственности Виктора Плескачевского - саморегулируемые организации должны стать дополнением к государственному регулированию строительной отрасли. Главная функция таких организаций – лоббировать интересы строительных компаний, создавать необходимые законы и документы, разрабатывать технические регламенты и СНиПы (строительные нормы и правила). Инициативу В.Плескачевского поддержало большинство чиновников и строителей, однако среди последних нашлись и те, кто сразу предупредил: если закон о создании саморегулируемых организаций не будет отвечать интересам застройщиков, они найдут способ его обойти.
Недавно Госдума приняла в первом чтении закон "О саморегулируемых организациях", который должен поэтапно ввести в рынок механизмы саморегулирования со стороны коммерческих организаций. По замыслу авторов закона, это позволит упразднить некоторые избыточные функции государства в экономической сфере. Вместе с тем, саморегуляция должна придать инвестиционно-строительному комплексу большую прозрачность и стабильность. Кроме того, саморегулируемые организации должны решать ряд практических задач. Например, разрабатывать и устанавливать обязательные для выполнения стандарты, контролировать профессиональную деятельность своих участников, привлекать к ответственности недобросовестные организации, разрешать споры и конфликты. При этом предполагается, что потребитель услуг организации - члена саморегулируемой структуры защищен. Если же компания нарушает установленные стандарты работы, то результатом этого может стать исключение ее из саморегулируемой организации, что приравнивается к попаданию в некий черный список и потере авторитета. При этом саморегулируемая организация возмещает ущерб, нанесенный потребителю недобросовестной компанией.
Комментируя закон, В.Плескачевский отметил, что работающий в настоящее время институт лицензирования строительных компаний не является эффективным: были выданы тысячи лицензий, из которых за нарушение отозвали всего лишь 103. То есть у государства сейчас просто нет ресурсов для осуществления контроля над тем, насколько добросовестно имеющие лицензию компании ведут свою деятельность. Поэтому в настоящее время своеобразным гарантом того, что компания не обманет своего клиента, является добровольное страхование, гражданская правовая ответственность и риск аннулирования лицензии. Когда же начнут работать саморегулируемые организации, на рынок можно будет влиять с их помощью. В частности, члены такой организации будут нести солидарную ответственность за свою деятельность.
Некоторые участники круглого стола отнеслись к отмене лицензирования резко отрицательно. Так, член Совета Федерации Олег Толкачев отметил, что отмена лицензирования является недопустимой и влечет за собой вред для всей строительной отрасли. А вице-президент Ассоциации строителей России (АСР) Леонид Казинец открыто заявил, что если закон "О техническом регулировании" будет не выгоден строительным организациям, они просто откажутся по нему работать. "Все с успехом обошли закон №214, - отметил он. – Если закон нам не выгоден – это фикция". По его мнению, создавать саморегулируемые организации имеет смысл лишь в том случае, если это выгодно для застройщиков и необходимо им.
Вера Ковалева