Государство решит проблему коммунальной инфраструктурой
В ближайшее время Правительство РФ должно подписать документ о государственной поддержке при оснащении коммунальной инфраструктурой земельных участков, предназначенных для возведения жилья. Сейчас проблема коммунальных сетей в России является одной из наиболее острых: в Москве сети очень изношены, в других регионах ситуация обстоит еще хуже. Дело в том, что вложение денег в ЖКХ представляется для инвесторов низкодоходным, а потому коммерческие организации предпочитают направлять средства в другие отрасли строительной индустрии. При этом губернаторы регионов России жалуются на то, что дотаций от федерального центра катастрофически не хватает для обеспечения городов коммунальными сетями и модернизации существующих мощностей. Между тем, Градостроительный кодекс в его последней редакции предусматривает, что земельные участки под застройку должны продаваться на аукционах с уже готовой инфраструктурой. Правда, механизм финансирования до сих пор не ясен.
Скоро Правительство РФ обяжется оказывать регионам помощь при оснащении участков, предназначенных для жилищного строительства, коммунальной инфраструктурой. Губернаторы считают, что именно состояние коммунальных сетей сейчас является одним из препятствий для реализации национального проекта, в рамках которого государство обеспечит жильем своих граждан. Так, по мнению губернатора Ленинградской области Валерия Сердюкова, государство должно бесплатно создавать коммунальную инфраструктуру для жилья, которое будет строиться в рамках выполнения государственных обязательств, а также для строительства социального жилья. Что касается коммерческого жилья, то, как отмечает В. Сердюков, государство должно увеличить срок кредитов, выдаваемых на строительство коммунальной инфраструктуры, с 3 до 5 лет. Губернатор Тульской области Вячеслав Дудка также заявляет, что регионы должны получать из федерального бюджета средства на строительство объектов коммунального хозяйства. "Лимиты выделяемых нам средств составляют, как правило, не более 10% заявленной суммы", - жалуется В.Дудка. Он отмечает, что сейчас средства господдержки из федерального бюджета слишком формализованно распределяются по федеральным целевым программам и объектам федеральной адресной инвестиционной программы.
Однако в плачевном состоянии коммунальной инфраструктуры в большинстве российских городов нет ничего удивительного. Инвестиции в эту отрасль не только не ликвидны, но и являются прямым удорожанием строительства. Кроме того, существующие тарифы в сфере ЖКХ законодательно ограничены сверху, что не может устраивать инвесторов. "Вложения в ЖКХ менее интересны, чем вложения в ряд других секторов, например, в то же строительство жилья или коммерческой недвижимости, - говорит заместитель генерального директора компании "Новая Площадь" Евгений Якубовский. – Но вместе с тем, это очень стабильный, малорисковый и практически вечный бизнес". Единственный вариант, когда инвестор может позволить себе вкладывать средства в строительство сетей без ущерба для собственного бюджета – возведение кварталов. В этом случае вложения окупаются за счет масштаба. Проблема в том, что "тарифы на энергоресурсы жестко закреплены городом, поэтому сколько бы инвестор ни вложил в коммуникации, он не сможет продавать энергоресурсы по коммерческим ценам, чтобы скорее окупить затраты, - отмечает генеральный директор "КВ-Инжиниринг" Владимир Коллар.
В Москве коммунальная инфраструктура сильно изношена и остро нуждается модернизации. В регионах, как правило, степень изношенности коммунальных сетей еще более высокая. О состоянии коммунальных сетей в Москве "РБК-Недвижимости" рассказали в компании "КВ-Инжинириг". Состоянии коммуникаций в столице сильно варьируется в зависимости от района города. Так, в Центральном административном округе свободных мощностей нет и степень их изношенности максимальная. При этом историческая застройка не позволяет производить массовую перекладку коммуникаций, потому что они зачастую проходят под зданиями или по узким улицам, где невозможно проводить работы. В районах между Третьим транспортным кольцом и планируемым Четвертым транспортным кольцом ситуация более благополучная, участки, по которым проходят коммуникации, изначально не застраивались.
Между тем, согласно существующему законодательству, участки для застройки должны продаваться на аукционах с уже готовыми сетями. На Западе такая практика давно стала традиционной. Но чтобы продавать участки с коммуникациями, государство должно сначала вложить огромные деньги в проводку этих сетей. Откуда именно и в каком объеме будут привлечены эти средства – до сих пор остается загадкой.
Вера Ковалева