Британцы инвестируют 1 млрд в гостиничный сектор
Британский инвестфонд London & Regional Properties намерен создать в России крупнейшую гостиничную сеть, вложив в проект порядка 1 млрд долларов. Половину этой суммы составят собственные средства компании, вторую часть британцы намерены получить в качестве кредита от одного из российских банков. Все гостиничные проекты будут реализованы в формате 3-4 звезды. Два десятка отелей будут отстроены в срок до 2010 года в различных регионах России, однако L&RP активно присматривается и к "гостеприимному" рынку Москвы. Аналитики гостиничного рынка отмечают высокую привлекательность гостиничного сектора, при этом напоминая о неудачных планах по экспансии отельеров в регионах.
В списке городов, освоение которых британцы наметили на ближайшую перспективу, заявлены Воронеж, Самара, Саратов, Казань, Красноярск, Краснодар, Екатеринбург, Челябинск, Нижний Новгород, Волгоград, Омск, Уфа и Пермь. Кроме того, компания рассматривает возможность реализации проектов в Москве, но пока не найдена подходящая площадка о выходе на столичный рынок британцы рассуждают как об отдаленной перспективе. "Гостиничный бизнес в Москве очень привлекателен. У нас в планах работа на этом рынке в сегменте 3 звезды, однако пока нет подходящего участка говорить о возможных проектах не имеет смысла", - говорит управляющий директор London & Regional Properties в России Дэвид Джованис.
На российский гостиничный рынок L&RP вышла почти год назад. В марте 2006 британцы купили у петербургской компании “ЛенСпецСМУ” недостроенный отель на Васильевском острове. Сдача этого объекта намечена на июнь этого года. В качестве управляющей компании будет привлечена финская сеть спа-отелей Holiday Club, которая входит в L&RP. Общая площадь комплекса на 270 номеров составит порядка 25 тысяч "квадратов".
В настоящее время, сообщил г-н Джованис, London & Regional Properties приобрел земельный участок в Ростове-на-Дону, на котором в ближайшее время начнется строительство офисно-гостиничного комплекса площадью 30 тысяч кв метров. Аналогичный проект сейчас возводится в Новосибирске – площадь составит порядка 26 тысяч кв метров, при этом прилегающий отель будет рассчитан на 180 номеров. В рамках освоения Северо-западного региона компания намерена возвести гостиничные комплексы в Калининграде и Мурманске.
Г-н Джованис отметил в беседе с "РБК-Недвижимостью", что в качестве развития сети компания рассматривает варианты работы как под единым брендом, так и под вывесками различных операторов в зависимости от региона. Для финансирования проекта L&RP намерена вложить 500 млн долл собственных средств. Помимо этого компания собирается привлечь еще порядка 500 млн долларов кредитных займов от одного из российских банков, а в дальнейшем провести рефинансирование затрат в партнерстве с западной кредитной организацией. Британцы рассчитывают на доходность российских проектов на уровне 15% годовых при сроке окупаемости заявленных планов в течение семи лет.
"Если брать объекты из расчета каждый на 150 номеров, то общий объем инвестиций в "гостиничную экспансию" соответствует заявленным 500 млн долл. Однако вполне логично, что британцы будут привлекать дополнительные средства в развитие проекта", - говорит Марина Смирнова , заместитель руководителя департамента оценки и консалтинга Colliers International . По ее словам, ставки доходности региональных гостиничных проектов могут составлять более 10% годовых, что является весьма неплохим показателем для западных компаний. Сроки окупаемости проекта составят порядка 5-7 лет, полагает г-жа Смирнова. "Для подобного рода инвестфондов общая капитализация гораздо важнее быстрого возврата вложенных средств", - резюмирует эксперт.
В свою очередь, вице-президент Jones Lang LaSalle Hotels Марина Усенко настроена более скептично: "Идея не оригинальна". По ее словам, множество компаний заявляли об аналогичных планах, "достаточно вспомнить "Русские отели" и компанию "Ренова", которые планировали экспансию на рынок в течение пяти лет. Однако проекты так и не были претворены в жизнь, по причине большого срока окупаемости", - продолжает эксперт. По ее мнению, гостиничный бизнес менее привлекателен с точки зрения возврата инвестиций, чем жилой и офисный секторы, так как в этом сегменте слишком высоки операционные риски. Сроки окупаемости объектов г-жа Усенко оценила в 6-7 лет, уточнив, что они напрямую зависят от местоположения объектов, характеристик земельных участков и популярности городов.
Елена Прогонова, Арина Ковина