Ипотека стала доступнее
В конце июня Фонд "Общественное мнение" провел социологический опрос на тему доступности ипотечных кредитов. Как ни странно, мнения жителей мегаполисов, малых городов и сел оказались очень близки. В среднем 26% россиян считают, что за последний год ипотечные кредиты стали доступнее, а 22% опрошенных собираются и сами встать на "ипотечный" путь.
Опрос населения проводился в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России, всего участвовало 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. Социологи предложили ответить на шесть вопросов. Ответы дали богатую пищу для размышлений.
Кредит вместо накоплений
Согласно данным опроса, потребность купить квартиру или дом сегодня испытывают 42% россиян. Больше других этой проблемой озабочены жители больших городов (49%), меньше других – живущие на селе (31%).
Всех респондентов, вне зависимости от того, испытывают они нужду в приобретении жилья или нет, спросили: "Если бы Вы собирались купить квартиру, дом, то каким образом Вы предпочли бы получить необходимую сумму?" Чаще всего участники опроса отвечали, что предпочли бы накопить деньги (19%), не намного меньше (16%) взяли бы ипотечный кредит (16%). Востребованность ипотеки, таким образом, менее чем за 7 лет выросла почти в два раза: в сентябре-октябре 2000 года лишь 9% респондентов в предложенной ситуации выбирали ипотечный кредит. Желающих заниматься накоплением тогда было 26%.
Сегодня в принципе допускают возможность того, что они возьмут ипотечный кредит для покупки жилья, 22% россиян. Чаще всего это жители больших городов – 29%, москвичи и сельские жители проявили единодушие – по 20%. Две трети участников опроса (68%) такую вероятность исключили, а каждый десятый затруднился ответить на вопрос.
Респонденты, для которых приобретение жилья актуально (таковых, напомним, было 42%), проявили более заинтересованное отношение к ипотечному кредитованию, нежели те, у кого в настоящее время жилищной проблемы нет. Так, 22% представителей первой группы заявили, что если бы они собирались купить квартиру или дом, то предпочли бы взять ипотечный кредит (в целом по выборке – 16%). На прямой же вопрос, допускает ли респондент вероятность того, что он и его семья возьмут ипотечный кредит, утвердительно ответили 30% нуждающихся в жилье.
Критерии доступности
Известность ипотеки в широких кругах населения продолжает расти. В настоящий момент уже у пятой части опрошенных (20%) среди родственников, друзей или знакомых есть люди, которые за последние 2–3 года брали ипотечный кредит. И здесь опять удивительным образом практически совпадают показатели столицы России (16%) и сельских окраин (15%).
Каждый четвертый участник опроса (26%) уверен, что за последний год ипотечные кредиты в России стали более доступными для населения. Противоположного мнения – что кредиты стали менее доступными – придерживаются 12%, а 18% респондентов считают, никаких изменений в этой сфере за последний год вообще не произошло. Значительная доля респондентов (44%) затруднились ответить на данный вопрос.
Любопытно отметить, что больше других в повышении доступности ипотеки убеждены жители мегаполисов (32%), малых (28%) и больших городов (27%). Скептически настроены селяне (22%) и жители столицы (17%). В переводе с социологического на обычный гражданский язык ситуацию можно объяснить примерно так.
В селе N как была год назад возможность взять кредит в отделении Сбербанка, расположенном в ближайшем райцентре, так она и осталась. Некоторое число граждан, возможно, вообще только вчера узнали о том, что ипотека – это не только то, о чем говорят по телевизору, но и вполне осязаемая реальность. Для них ипотечный кредит, безусловно, стал доступнее.
В Москве банки сегодня предлагают более 165 (!) ипотечных программ. Годом ранее это число было немногим меньше. К тому же увеличение количества игроков на рынке далеко не всегда приводит к либерализации условий кредитования. Тоже почти ничего не изменилось.
Другое дело промежуточные звенья – крупные и малые города. Региональная экспансия ипотечных банков в последний год становится все более заметным явлением. Конкуренция Сбербанку растет не по дням, а по часам. И эти подвижки не могут оставаться незамеченными – отсюда и оптимизм опрошенных.
Меньше негатива
Респонденты, полагающие, что ипотечные кредиты в России не стали более доступными, чаще всего называют причиной этого высокие процентные ставки по кредиту (13%). Вторая причина – низкий уровень жизни населения (11%). Только 4% полагают, что все дело – в высокой стоимости недвижимости и продолжающемся росте цен на жилье.
Еще меньше доля тех, кто считает, что кредиты не становятся доступнее из-за бумажной волокиты, связанной с получением ипотечного кредита. Назывались и такие причины, как экономическая нестабильность и недостаточное внимание государства к сфере ипотечного кредитования, непривлекательные условия предоставления кредитов, взаимное недоверие населения и банков.
В общем же и целом позитивные тенденции постепенно приходят на смену негативу. Ипотека перестала быть сказкой из глянцевого журнала, граждане все больше и лучше разбираются в ее тонкостях, плюсах и минусах. И бурный рост рынка ипотечного кредитования подтверждает это вне зависимости от результатов социологических опросов.
Игорь Воронин