Метро повысит цены жилья за МКАД
Во вторник на заседании городского правительства мэр Москвы Юрий Лужков заявил о необходимости ускорить строительство метро в столице. В первую очередь речь шла о районах за МКАД, таких как Жулебино, Новокосино, Митино, Северное Кожухово, Новопеределкино, Строгино и других. По мнению экспертов, это не только повысит стоимость "квадрата", но и усилит процесс "размывания" границ между Москвой и Подмосковьем.
До конца 2007 года в Московском метрополитене появится 4 новых участка: на Люблинско-Дмитровской линии от станции "Чкаловская" до "Марьиной рощи", на этой же линии от станции "Чкаловская" до станции "Трубная", на Митинско-Строгинской линии от станции "Парк Победы" до "Кунцевской" и на этой же линии от станции "Крылатское" до станций "Строгино" и "Технопарк" Замоскворецкой линии. Всего, по словам руководителя московского метро Дмитрия Гаева, до 2013 года будет открыто 12 новых станций. Также в этом году планируется приступить к проектированию участков тоннеля от "Марьино" до "Зябликово", от "Новогиреево" до "Новокосино", от "Красногвардейской" до "Братеево", и начать проектирование новой линии от ММДЦ "Москва-Сити" к Ходынскому полю. Кроме того, в плане стоит разработка проекта станций "Кадашевская", "Остоженка" и "Смоленская" Калининской линии.
Финансирование транспортного развития столицы ведется в основном за счет ее собственного бюджета. По словам мэра Москвы Юрия Лужкова, доля федеральных средств, выделяемых на строительство метрополитена, не превышает 10%. Согласно московской программе, с 2008 по 2010 годы на строительство метро городские власти готовы потратить около 113 млрд 220 млн рублей.
Эксперты рынка считают, что открытие новых станций метро существенно скажется на стоимости жилья за МКАД. По словам руководителя аналитического центра "Индикаторы рынка недвижимости" Олега Репченко, район Строгино - в числе первых претендентов на увеличение стоимости "квадрата", не менее, чем на 25%. Этот район входит в пятерку самых популярных округов столицы, решение транспортной проблемы, по мнению эксперта, еще более поднимет его рейтинги среди москвичей.
Вторым в списке претендентов на наибольший рост цен эксперт считает район "Куркино", который, при всей своей престижности, сильно теряет из-за сложностей с транспортной доступностью. По его мнению, стоимость "квадрата" там может вырасти на 15-20%. Однако, с ним не согласен независимый аналитик рынка Андрей Бекетов, который считает, что район Куркино занимает особое место, так как изначально создавался не как район массовой застройки, а как жилье для бизнес-элиты, построенное в непосредственной близости от аэропорта Шереметьево. По его словам, цены на жилье здесь с открытием метро максимально вырастут лишь на 5%.
Появление метро особо востребовано на Юге столицы, в связи с планами по возведению около 5 млн кв м жилья в районе Люберец. Заботу о транспортной доступности нового района возьмут на себя как местные, так и столичные власти. По мнению г-на Репченко, южные районы Жулебино, Новокосино, Сонцево-Переделкино вырастут в цене примерно на 10%.
Квартиры в домах, расположенных в непосредственной близости от новых станций метро, вырастут в цене на 15-20%, считает директор аналитического консалтингового центра холдинга "МИЭЛЬ" Владислав Луцков. По словам руководителя аналитического отдела корпорации "ИНКОМ" Дмитрия Таганова, на сегодня цены на жилье за и внутри кольца могут отличаться на треть. "Примером может служить ВАО, где одну и ту же новостройку по проекту И-155 можно приобрести внутри МКАДа в Гольяново, ул. Камчаская, за 3200 долл. за "квадрат", и за МКАДом в Кожухово, Косино-Ухтомский, ул. Татяьны Макаровой, за 2200 долл.", - рассказывает эксперт.
Отдаленные районы столицы и города-сателлиты из ближнего Подмосковья уже практически сравнялись в цене квадратного метра, считает Олег Репченко. Если еще в 2000 году эта разница составляла около 30%, то сейчас в процентном отношении она незначительна. Итогом становится все большее "размывание" административных границ, и разница между Москвой и областью постепенно стирается. С ним согласен и Дмитрий Таганов. По его словам, статус московского административного округа никак не влияет на престижность жизни в Зеленограде, а жители городов-сателлитов Долгопрудный и Химки находятся в более выгодных условиях, поэтому в Зеленограде сегодня практически не строится жилье бизнес-класса, а Химки активно развиваются, отмечает эксперт.
Однако, ряд аналитиков придерживается противоположного мнения. В частности, Владимир Луцков из холдинга "МИЭЛЬ" считает, что жилье в городах-сателлитах и спальных районах столицы существенно различается в цене, разница, независимо от района или города, составляет порядка 15-20%.
Арина Ковина