"Гаражные" инвестиции по-прежнему дают сверхдоход
Увеличение стоимости на 80% по итогам 2006 и прогнозируемый рост цен на 60% к концу нынешнего - приобретение пристанища для автомобиля по-прежнему сулит внушительные прибыли, в отличие от жилого сектора и коммерческого сегмента рынка недвижимости, где уже более полугода цены практически неизменны. Квадратный метр бетонного пола сегодня практически сравнялся по стоимости с "жилым", однако небольшая площадь приобретаемой недвижимости (порядка 15 кв. метров) делает этот способ вложения средств одним из самых эффективных инструментов приумножения капитала.
Количество автомобилей в Москве ежегодно увеличивается на 300 тысяч. В результате к 2010 году количество автотранспорта в городе, по подсчетам столичного правительства, должно достигнуть 4 миллионов. Тем временем, согласно данным исследования рынка машиномест Москвы и Подмосковья, проведенного аналитическим центром "Индикаторы рынка недвижимости", на первичном рынке в столице насчитывается 70 тысячах новых парковочных местах для автотранспорта или порядка 300 комплексов. Эксперты "IRN" выделили три основных сегмента первичного гаражного сегмента: отдельные стоящие гаражные комплексы (48 объектов), паркинги в домах-новостройках (170 объектов) и паркинги в новых или реконструированных бизнес-центрах (80 объектов).
Настоящим шоком для рынка недвижимости имущества для движущейся собственности стала продажа гаража в жилом комплексе в ВАО. Двадцатиметровый бокс был выставлен на аукцион со стартовой ценой в 2603 долл., однако его конечная цена составила 113 тысяч долл. или порядка 5000 долл. за кв. метр. При этом "квадрат" в квартире в этом жилом доме стоил значительно меньше.
Самые демократичные расценки на "дома для железного коня" – в отдельно стоящих гаражных комплексах – порядка 28 тыс. долл. за машиноместо, немного дороже место в бизнес-центре - 31 тыс. долл., говорится в исследовании "IRN". Однако в возводимых офисных комплексах места на парковке в открытую продажу попадают весьма редко. Паркинги в новостройках оказались самым дорогим сегментом рынка, их средняя стоимость составляет 64 тыс. долл. за машиноместо. Это связано с тем, что при возведении новостроек обычно строят подземные паркинги, а себестоимость их строительства обходится значительно дороже, чем надземных. Поэтому закладывают их преимущественно при строительстве дорогого жилья в центральных, а также престижных районах Москвы, где покупатели квартир могут себе позволить приобрести дорогостоящие машиноместа.
Стоимость нескольких квадратов бетонного пола в подвале доходит до 150 тысяч долларов в районах элитной застройки, сообщили "РБК-Невижимости" в компании "Инком-Недвижимость". "В одном и том же доме стоимость машиноместа может различаться до 50% в зависимости от уровня паркинга, удобства въезда и выезда и общей площади, рассчитанной на разные габариты автомобилей", - говорит маркетолог компании "Инком-Недвижимость" Ирина Егорова. По ее словам, дефицит парковок в столице приводит к постоянному увеличению спроса на паркинги и, соответственно, увеличению цены. По итогам 2006 года прирост цен на машиноместа в ряде районов Москвы составил около 80%. Ожидается, что по итогам 2007 года прирост цен будет немного меньше, но, тем не менее, в ряде районов достигнет 60%.
В отличие от риэлтеров, застройщики приводят данные о более скромных показателях роста. "Стоимость машиноместа в жилом комплексе "Янтарный город" составляет в среднем 1,6 млн рублей (порядка 60 тысяч долл.). За год цены выросли на 20%", - говорит пресс-секретарь инвестиционно-строительной компании "Сити-ХХI век" Сергей Лядов. По его данным, на 5% выросли цены за года на машиноместа в жилом квартале "Лазурный Блюз" и составляют сегодня 900 тыс. рублей (34 тыс. долл.). При этом, по словам г-на Лядова, себестоимость строительства машиноместа в подземном паркинге жилого комплекса доходит до 40 тыс долл.
Подход к ценообразованию у застройщиков различны: устанавливается стоимость либо за машиноместо, либо за 1 кв. м площади. Дело в том, что практически невозможно запроектировать в подземном пространстве одинаковые по площади "нарезки". Наряду с этим, стоимость теплого пристанища для авто варьируется в зависимости от его габаритов.
Елена Прогонова