Москва не отдаст федералам свои помещения бесплатно
В декабре будет принято постановление, которое утвердит список льготных категорий арендаторов городских помещений. Данный документ был разработан в столичном Департаменте имущества. В задачи Департамента также входит акционирование принадлежащих городу ГУПов, подключение новых зданий к энергосетям и продажа коммерческим структурам ряда муниципальных гостиниц. О ближайших планах Департамента имущества по решению данных задач корреспонденту "РБК-Недвижимость" Вере Ковалевой рассказал его руководитель, министр Владимир Силкин.
- Владимир Николаевич, этим летом федеральные власти озвучили свое требование к столичным властям безвозмездно передать в федеральную собственность те городские помещения, за аренду которых федеральным организациям сейчас приходится платить. Выполнено ли это требование?
- Пока нет, так как мы считаем, что данная норма не соответствует ни Конституции, ни Гражданскому кодексу. Москва может передать федеральным властям эти помещения, но "возмездно". Ведь здания, например, городского суда, налоговых инспекций, подразделений ГУВД, строились или реконструировались на деньги московских налогоплательщиков. В них вкладывались колоссальные средства, а теперь федеральные власти предлагают отдать им помещения бесплатно.
Юрий Лужков встречался с Германом Грефом и аргументировано доказывал свою позицию. Департамент имущества Москвы ведет диалог с Росимуществом. Параллельно выверяем перечень зданий, которые занимают федеральные структуры - некоторые как арендаторы, другие - на правах безвозмездного пользования. Составляется список структур, которые должны располагаться на площадках федерального значения. Мы также проверяем, какие средства город вкладывал в строительство этих зданий, их капитальный ремонт, выселение жителей, развитие инфраструктуры. Сейчас мы определяем объем проблемы в финансовом выражении и в квадратных метрах.
- Вы согласны с утверждением, что данная норма закона появилась лишь после того, как столичный Департамент имущества объявил о переходе на рыночные арендные ставки, из-за чего многим федеральным структурам пришлось бы нести гораздо большие расходы на аренду помещений?
- Я допускаю, что это вполне возможно, так как министр финансов по должности заинтересован в том, чтобы федеральные ведомства несли наименьшие расходы на аренду помещений. Возможно, наше решение стало катализатором, но оно было принято не случайно. Ведь в 2003 году в ходе публичных переговоров с Юрием Лужковым министр финансов Алексей Кудрин предложил отменить субвенции Москве и перейти на рыночные отношения. Г-н Кудрин заявил, что федеральные структуры готовы платить за услуги Москвы по рыночным ставкам. А в 2005 году Москву лишили субвенций. Но при этом вместо денег за аренду мы получили закон, по которому федеральным властям безвозмездно передаются арендуемые у Москвы площади. Эта норма нелиберальна и не соответствует курсу, о котором заявляли Кудрин и Греф.
- Какие арендные ставки сейчас платят арендаторы московского имущества?
- Средняя ставка, по которой город сдает принадлежащие ему помещения составляет около 90 долл. за 1 кв. м в год. С одной стороны, мы должны использовать площади наиболее эффективно и переходить на рыночные ставки, которые в несколько раз выше наших. Но, с другой стороны, пониженные ставки арендной платы – это один из способов поддержки тех или иных видов деятельности. Две трети арендаторов – льготники. Поэтому в один момент перевести всех на рыночные ставки нельзя.
В то же время 6% предприятий малого бизнеса арендуют у города помещения по нерыночным ставкам. Остальные 94% арендуют помещения у коммерческих структур. Чтобы попасть в "избранные" 6%, предприниматели пишут ходатайство о льготной ставке в Департамент малого бизнеса. Это несправедливо по отношению к остальным участникам рынка. К тому же нарушается принцип конкуренции.
- Борется ли Департамент имущества с теми арендаторами, которые сдают помещения в субаренду по более высоким ставкам?
- Конечно. Мы ввели понятие недобросовестного арендатора, который берет в аренду помещение по льготной ставке, а сдает его в субаренду по рыночной. В таких случаях договор аренды расторгается через суд. Если же арендатор платит нам по рыночным ставкам, он имеет право сдавать это помещение в субаренду. По нашим оценкам, средняя рыночная ставка для класса С составляет 240-270 долл. за 1 кв. м. В центре уровень арендных ставок для этого класса достигает 300-350 долл. за 1 кв. м. Помещений класса B у города мало.
- Как много помещений сейчас находится в собственности Департамента имущества, и сколько из них сдаются в аренду?
- Москве принадлежит около 51 млн кв. м. Из них в аренду сдается только 7,5 млн кв. м. Еще порядка 10 млн кв. м. находится в хозведении ГУПов, 20 млн кв. м - в оперативном управлении у школ, детских садов, поликлиник. Частью помещений пользуются федеральные структуры, частью - районные управы и префектуры.
Далеко не все свободные муниципальные помещения можно сдавать в аренду. В Восточном округе мы провели такую работу: взяли электронные планы БТИ и по каждому строению сверили их с базой данных помещений, находящихся в частной собственности или в аренде. Сначала таким образом нашлось порядка 150 тыс. кв. м свободных площадей, но когда стали их инвентаризировать, оказалось, что из них мы можем сдать в аренду только 12 тыс. кв. м. Ведь много технических помещений - например, техподвалов - которые нельзя сдавать в аренду. Такую же работу мы сейчас проводим по другим округам, и надеемся завершить ее в следующем году.
- Департамент имущества уже завершил пересмотр льготных категорий?
- Мы согласовали перечень льготников со всеми инстанциями: Департаментом малого бизнеса, Фондом поддержки малого бизнеса, Департаментом региональной связи, Комплексом социальной защиты. По каждой позиции мы вели переговоры, и в результате пришли к консенсусу. Скоро выйдет документ, который будет охватывать все категории, которые мы будем поддерживать, на период 2006-2008 годов. Исключение составляет одна категория, по которой мы не можем найти решения с Департаментом потребительского рынка - это так называемые аккредитованные социальные магазины, рестораны и предприятия бытового обслуживания. Сейчас мы даем этим магазинам льготу, в результате чего они платят половину минимальной арендной ставки - 380 рублей за 1 кв. м. На разницу между нормальной ставкой и нашей эти магазины как бы дают льготы тем или иным категориям населения. Нас не устраивает в этой системе то, что мы даем реальную льготу, а проконтролировать ее не можем. Эта схема абсолютно непрозрачна и ущербна для города. Поэтому мы стараемся найти схему, по которой мы получали бы реальную картину скидок, предоставляемых социальными магазинами льготникам.
- Расскажите, пожалуйста, о том, как продвигается приватизация государственных унитарных предприятий (ГУПов).
- Мы подошли к этой проблеме системно и утвердили на 3-летний период перечень ГУПов, подлежащих приватизации. Сейчас мы проводим инвентаризацию всех занимаемых ими помещений и готовим документы либо на акционирование, либо на продажу. Имеет место объективный конфликт номинального собственника ГУПов в лице города, и реального в лице их директоров. Конфликт связан с тем, что, продавая собственность или приватизируя ее, город ставит директора в положение, когда он может потерять свою работу. Тем не менее, город имеет на это полное право.
Сейчас существуют проблемы, связанные с противодействием со стороны ГУПов. Руководство предприятий предпринимает попытки банкротства, вывода активов и т.д. Мы в кратчайшие сроки примем решения, направленные на то, чтобы изменить эту тенденцию, усилим оперативный контроль и мониторинг деятельности ГУПов. Будет создана система организационного и финансового контроля. Мы готовы ввести в Уставы ГУПов и трудовые контракты директоров положения, которые ограничат их полномочия. И, самое главное, ГУПы надо как можно быстрее акционировать. Ведь, согласно юридической концепции ГУПа, его директор никому не подотчетен.
- Не опасаетесь ли Вы, что после акционирования ГУПы станут предметом интереса рейдерских структур, которые чаще всего захватывают как раз открытые акционерные общества?
- Сейчас сами ГУПы зачастую используют методы рейдеров, например, сознательно подвергая себя процедуре банкротства и выводя активы. Все зависит от того актива, который мы акционируем. Если ГУП работает в условиях рыночной конкуренции, и его услуга востребована, город его акционирует и продаст, после чего получит деньги в бюджет. Что будет дальше с этим акционерным обществом- дело акционеров. Худший вариант, когда мы продаем 20-30% акций ОАО, и их кто-то недружественно скупает. Наша задача заключается в том, чтобы приватизировать все ГУПы, работающие в условиях рынка. Тогда не будет проблемы, связанной с захватом городской собственности.
- Как город будет решать проблему подключения новых зданий к сетям, мощностей которых не всегда достаточно для полноценного функционирования здания и обеспечения потребностей его жителей?
- Эта проблема связана с инвестициями в строительство энергосетей. Городу принадлежит около 8% акций Мосэнерго. Динамика потребления электроэнергии растет существенно быстрее, чем мощности, которые вводит Мосэнерго. Мэр Москвы неоднократно говорил, что ничего существенного Мосэнерго не ввело. Привлечь инвестиции в отрасль можно двумя путями. Первый - за счет тарифной составляющей. Но здесь возможности ограничены, так как нельзя слишком высоко поднимать тарифы - это очень больно ударит как по населению, так и по промышленности. Второй вариант - за счет работы самого акционерного общества и привлечения банковских кредитов или средствакционеров, главными из которых являются Газпромбанк и РАО "ЕЭС России". Город, имея небольшой пакет, неоднократно заявлял о своей готовности инвестировать средства в строительство новых мощностей.
Если бы сейчас Мосэнерго строило мощности так же последовательно как в советские времена, то проблемы не существовало бы. Требуются большие инвестиции. В настоящее время питающий центр, который позволяет перейти от 500 киловольт к 380 вольтам, стоит миллиарды рублей. Минимальная потребность ресурсов для выполнения только аварийных работ составляет порядка 50 млрд руб. А чтобы развивать эту отрасль, необходимы сотни миллиардов рублей. Сейчас между Мосэнерго, РАО "ЕЭС России" и Москвой выстраиваются достаточно конструктивные отношения в решении этих вопросов.
- Как Департамент имущества со своей стороны участвует в решении этих проблем?
- Во-первых, мы, как акционеры Мосэнерго, ставим на совете директоров вопросы, которые необходимо решать. Например, о том, что не стоит платить дивиденды по итогам года, так как лучше направить эти средства на инвестиционную программу. Мы также предлагаем увеличить уставной капитал путем допэмиссии, чтобы вложить эти средства в инвестпрограмму. Мы считаем, что все средства, которые город вкладывает в развитие энергосистем, должны учитываться как дополнительные вложения города в Мосэнерго. Кроме того, мы ставим вопросы о выстраивании прозрачной системы финансового управления Мосэнерго.
- Недавно состоялся аукцион по продаже гостиницы "Украина". Будет ли Москва продавать в ближайшее время какие-либо значимые объекты?
- Городом принято стратегическое решение выйти из гостиничного бизнеса и передать его в частные руки. Мы считаем, что частный инвестор сможет привлечь необходимые инвестиции для реконструкции гостиниц. Кроме того, инвестор будет лучше города управлять отелями. Городу, в свою очередь, выгоднее продавать гостиницы не по одной, а в виде сетей, так как в этом случае капитализация проекта выше. Поэтому не исключено, что в следующий раз несколько готовых к продаже гостиниц объединятся в одну сеть, которую город и продаст.