Е. Власова: "Пока что рынок управления находится вне жесткой конкуренции"
ГК "Савацкий" представлена на российском рынке с 1990 года и специализируется на девелопменте и управлении недвижимостью. О том, каковы на сегодня тенденции рынка управления и о главных принципах работы с арендаторами редактору "РБК-Недвижимости" Арине Ковиной рассказала управляющий директор компании "Савацкий. Управление недвижимостью" Евгения Власова.
От чего зависит прибыль управляющей компании?
Мы в одинаковой степени работаем как за проценты от арендной платы, так и за фиксированное вознаграждение. Но при обеих схемах арендатор – первое, на что мы нацелены. Если комфортно арендаторам – значит, мы будем иметь успех и получать вознаграждение.
По каким принципам строятся отношения с арендаторами офисов?
С арендаторами офисов мы активно применяем индексацию арендных платежей на определенный процент каждый год. Офисы не генерируют потоки покупателей, поэтому у них фиксированная плата. По большинству объектов стандарты утвердились, но есть еще много нерешенных вопросов, которые трактуются по-разному. Например, с недостроенными объектами. Заключается предварительный договор аренды и арендатор заезжает после окончания строительства. Но эта схема иногда дает сбой, так как сроки строительства задерживаются и арендатор не может занять помещение к обозначенному сроку. Это – одна из основных сложностей, с которыми приходится сталкиваться на сегодня на рынке. Причина в том, что рынок молодой и ресурсов не хватает. Если взять рынок генподрядчиков, то видно, что объемы строительства и спрос превышают предложение.
Какие тенденции на сегодня в сегменте торговой недвижимости?
В торговом сегменте фиксированная арендная ставка заменяется процентом от продаж, что широко применяется на западе. Но есть один жесткий барьер: чтобы отслеживать оборот, должна быть стандартизированная отчетность. Пока только крупные и сетевые арендаторы переходят на МСФО. Я думаю, что наш рынок к этому придет со временем.
Какие глобальные тенденции на рынке наблюдаются на сегодня?
На сегодня перед УК "Савацкий" стоят две глобальные цели – обеспечивать доход собственника и работоспособность объекта. Все это ведет к повышению инвестиционной привлекательности объекта – первоочередная цель, стоящая перед любым собственником. Но рынок молодой, поэтому все, что касается серьезных денег, собственники хотят делать сами. На западе инвестиционная деятельность также входит в круг обязанностей УК, но у нас это не так развито. Наша компания занимается привлечением инвестиций и поиском инвесторов только под собственные проекты. Сказывается молодость и специфика рынка. Однако, в дальнейшем, думаю, инвестиционная составляющая выйдет на одно из главных мест в работе УК.
Наконец, на рынке сложилась тенденция, которой мы добивались последние пять лет: привлечение УК в проект на этапе проектирования. Это позволяет избежать множества ошибок и сделать архитектуру, инженерию и техоборудование удобными для последующей эксплуатации. Только в этом случае они будут эффективны с точки зрения денег. На этапе строительства без УК не знают, сколько стоит обслуживание возводимой системы. Современные дорогостоящие инженерные системы на деле бывают крайне неудобны, и заменить их впоследствии весьма проблематично.
Какой процент занимают проекты, реализуемые вашим девелоперским подразделением?
Мы изначально создавали управляющее подразделение как самостоятельное, если посмотрите, собственные проекты занимают лишь 5% в портфолио компании. Раньше компания специализировалась на управлении и девелопменте в равных долях. Однако сейчас было принято стратегическое решение о продаже большинства девелоперских активов. Мы сосредоточились на одном крупномасштабном проекте – ЖК "Новые Вешки" на Севере Москвы. Там же мы работаем и как управляющая компания.
Почему компания продала свои инвестиционные проекты?
Любой инвестор видит перспективу продажи собственных объектов. Для нас такой момент настал, и мы реализовали все, что строили или реконструировали. На сегодня компания рассматривает новые проекты.
Какова региональная стратегия развития компании, а также, какие новые сегменты рынка Вы планируете осваивать?
Мы работаем в основном в столичном регионе. В управлении компании на сегодня более 1 млн кв. м коммерческих площадей, значимые проекты – "Балчуг-Плаза", "Крылатские холмы", "Кантри-Парк", "Военторг".
На сегодня мы готовимся принять в управление логистический комплекс в Казани, переговоры по которому близки к завершению. В России это будет первый подобный проект. Управление складами – одна из стратегических целей компании, которая позволит расширить деятельность во все сферы коммерческой недвижимости.
По мнению некоторых аналитиков, западным УК принадлежит большая доля рынка, однако российские компании обходятся дешевле и лучше знают местные правила. Как Вы оцениваете это утверждение?
То, что российские УК дешевле - неверно в корне. Что такое стоимость управления? Это стоимость ресурсов, которые использует УК: зарплата сотрудников, подряды, клининг, размер вознаграждения. Все компании, независимо от происхождения, должны иметь рыночную стоимость услуг, иначе бизнес будет не успешным. Это и в конечном выражении, и в индивидуальном. Безусловно, западные клиенты с западными УК говорят на одном языке. Меньше времени тратится на то, чтобы понять друг друга. Раньше многим российским компаниям приходилось объяснять, что такое УК и почему ее услуги жизненно необходимы как собственнику, так и арендаторам. Сейчас об этом уже все знают. Мы работаем автономно от канадского хэдофиса и самостоятельно находим клиентов. Мы всего достигали сами. Российских управляющих компаний на рынке не много и почти все были созданы совсем недавно. Например, раньше были ЧОПом, а потом перепрофилировались в УК. Однако, на рынке управления место найдется всем. Пока что рынок управления находится вне жесткой конкуренции.