В.Мартиросян: "Телеком поможет девелоперам создавать интеллектуальные здания"
По оценкам аналитиков, в 2005 году рынок услуг связи в Москве вырос на 20-25% и составил приблизительно 2 млрд долл. При этом корпоративный сегмент показал динамику роста более 30%. Корпоративный рынок – это половина всего рынка телекоммуникаций. О том, какова роль современной телекоммуникационной инфраструктуры на рынке коммерческой и жилой недвижимости, о схемах взаимодействия девелопера и компании-оператора, о трудностях и перспективах развития сотрудничества строительного и телекоммуникационного бизнеса корреспонденту "РБК Недвижимости" Вере Ковалевой рассказывает генеральный директор ОАО "Центральный телеграф" Ваагн Мартиросян.
- Ваагн Артаваздович, как застройщику выбрать телекоммуникационную компанию?
- Уровень конкуренции на телекоммуникационном рынке в Москве высок. Предъявляются жесткие требования к оператору связи. И здесь для застройщика крайне важна репутация оператора связи на рынке. Специфика работы на российском рынке телекоммуникаций в настоящее время подразумевает значительные инвестиции собственных средств оператора в инфраструктуру возводимых объектов и большие сроки окупаемости (до 10 лет), что могут себе позволить только крупные операторы связи. Также застройщику не стоит забывать, что технические условия (ТУ) принимаются государственной комиссией далеко не от каждого оператора и во избежание проблем при сдаче здания в эксплуатацию следует уделить внимание также и этому аспекту взаимодействия с оператором связи.
- На каком этапе строительного процесса застройщику следует обращаться в телекоммуникационную компанию?
- Не буду оригинальным, если скажу, что девелоперу каждого объекта необходим телекоммуникационный партнер, обладающий всеми необходимыми разрешениями и лицензиями, который предоставит арендаторам и владельцу офисного здания все необходимые услуги связи. Имея большой опыт работы на рынке коммерческой и жилой недвижимости можно сказать, что девелоперы обращаются к нам на разных этапах строительства. Но также следует учитывать, что именно для девелопера максимально выгодно обратиться к оператору связи на раннем этапе - при выделении земельного участка под строительство, на нулевом цикле (на этапе котлована). В этом случае оператор связи имеет временной запас. Пока девелопер строит здание, оператор проектирует и прокладывает внешние волоконно-оптические каналы связи до здания, получает все необходимые документы и разрешения. Одновременно со зданием оператор строит внутреннюю кабельную сеть в нем, устанавливает необходимое оборудование. К моменту въезда первых арендаторов имеется возможность сразу предоставить все необходимые услуги связи, так как к каждому офисному помещению заранее подведены все необходимые коммуникации. В этом случае владелец здания может существенно сэкономить на строительстве слаботочной кабельной инфраструктуры, переложив эту работу на плечи оператора. Но часто на ранних этапах строительства девелоперы "забывают" о необходимости выбора телекоммуникационного партнера, и выбор компании производится после того, как построены стены объекта.
- Вы подключаетесь к проекту на такой поздней стадии?
- Да, и в этом случае "Центральный Телеграф" готов идти на сотрудничество, оперативно прокладывать внешние и внутренние коммуникации, а также строить необходимые участки сетей внутри здания. Редко, но, к сожалению, такое тоже встречается, когда девелопер обращается к нашей компании на этапе окончания строительства, при чистовой отделке офисных помещений и начале въезда арендаторов. Этот вариант имеет ряд существенных недостатков. Если застройщик запланировал внутренние закладные конструкции нерационально, без учета анализа и опыта иных проектов, и не построил своими силами распределительную сеть в здании, могут возникнуть сложности с оказанием услуг связи арендаторам. У нашей компании есть опыт работы и с такими сложными ситуациями. Правда, в ряде случаев нам приходится прокладывать недостающие закладные конструкции и участки распределительной кабельной сети, а владельцу здания повторно приходится местами делать чистовую отделку. Опытные девелоперы обращаются к нам именно на ранних этапах строительства, так как это приводит к максимальной обоюдной выгоде при сотрудничестве. Наш интерес как оператора - найти застройщика именно на раннем этапе строительства, когда обоим сторонам это максимально выгодно.
- В чем заключаются особенности выстраивания отношений между девелопером и телекоммуникационной компанией?
- Отношения между девелопером и телекоммуникационной компанией, прежде всего, должны строиться на принципах взаимовыгодного сотрудничества. Наша компания предлагает своим партнерам более десятка различных вариантов бизнес-моделей и все они приносят значительную выгоду застройщикам. Базисами, позволяющими выстраивать такие гибкие модели взаимоотношений с девелоперами, являются наличие собственных (неарендованных) сетевых ресурсов, масштаб сети компании, возможности соинвестирования. Как показывает практика, партнерские схемы "Центрального телеграфа" пользуются сегодня большим спросом на рынке как коммерческой, так и жилой недвижимости Москвы и Подмосковья. Также для выстраивания продуктивных отношений между девелопером и телекоммуникационным оператором следует отметить возможность последнего обеспечить для партнера прозрачность финансовой составляющей взаимодействия.
- Зачастую арендаторы бизнес-центров сталкиваются с тем, что там услуги предоставляет только одна телекоммуникационная компания. Что делать в таком случае?
- Это действительно так. Но в настоящее время складывается тенденция к изменению этой ситуации. Появилась так называемая схема "псевдо-эксклюзива", к которой уже проявляют готовность большинство операторов. Эта схема дает арендатору возможность пользоваться услугами "своего оператора", правда при этом задействуется сетевой ресурс основного телекоммуникационного оператора здания. Здесь реализуется межсетевое взаимодействие операторов связи, то есть услуга аренды каналов или прямых проводов, при этом конечная стоимость услуг для арендатора возрастает. Также, но гораздо реже, на ряде объектов коммерческой недвижимости присутствуют несколько телекоммуникационных компаний. С моей точки зрения это правильный подход, так как это дает арендатору возможность выбрать компанию, соответствующую его техническим запросам и финансовым возможностям. А для операторов этот факт приводит к здоровой конкуренции на рынке, стимулирует их к разработке новых сервисов и решений для бизнес-клиентов. Здесь встает вопрос об источнике инвестиций и дальнейшей собственности слаботочных сетей в здании, необходимых для оказания услуг, что в большинстве случаев на практике увеличивает бюджеты капитальных затрат инвесторов при строительстве зданий.
- В чем заключается специфика проводки телефонных и интернет-линий в коттеджных поселках?
- Основной спецификой коттеджных поселков является их удаленность и территориальная распределенность абонентов - конечных пользователей. Также стоит отметить комплектность пакета предоставляемых сервисов (телефония, интернет, телевидение, аренда каналов), стремлением инвесторов и управляющих компаний к применению последних технических новинок и тех особенностей взаимодействия, которые ранее отмечались в вопросе об интеллектуальных зданиях. Для операторов удаленность и распределенность абонентов влечет за собой большие инвестиции в прокладку кабелей связи, строительство телефонной канализации, что в конечном итоге сказывается на стоимости услуг. Здесь стоит отметить, что снижение стоимости решений для коттеджных поселков возможно за счет применения беспроводных технологий, но на данном этапе их развития, существующие технические ограничения влияют на число и качество предоставляемых сервисов. Так что большинство проектов по подключению к сети коттеджных поселков реализуется посредством проводных решений и характеризуются своей комплексностью, так называемыми решениями "под ключ".
- Расскажите о перспективах сотрудничества строительной отрасли и телекоммуникационной.
- Думаю, что в ближайшие годы роль телекоммуникационных компаний в строительном бизнесе будет расти. Объекты строятся и реконструируются. Активизируется рынок коммерческой недвижимости ближнего Подмосковья – бизнес растет в область. Приоритетом в партнерских схемах станет выстраивание долгосрочных отношений, совместное инвестирование в объекты. Возрастет уровень требований к составу и качеству услуг телекоммуникационных компаний, к качеству послепродажного обслуживания, к обязательности и гибкости оператора. В настоящее время идет переход всех услуг на IP–технологии и решения, развивается конвергенция фиксированной и мобильной связи, ожидается рост интереса к цифровым видеосервисам.
На объектах класса А будет расти интерес к элементам "интеллектуального здания", например, к таким решениям как видеонаблюдение, системы доступа в помещения, системы управления климатом и освещением, системы управления лифтами и автомобильными парковками на основе единой системы управления зданием. Поскольку рынок интересный и перспективный возможны появления новых игроков. Но именно компании, работающие на рынке много лет, обладающие опытом, всеми необходимыми ресурсами и безупречной репутацией будут более успешными и отстоят свои лидерские позиции.