В Новой Москве запланировали 72 км метро стоимостью до 700 млрд руб.
Транспортный «аппендикс» на триллион рублей
К 2035 году на территории Новой Москвы должны появиться 72 км линий метрополитена, 33 станции подземки и 60 км железных дорог, говорится в разработанном проекте генерального плана Троицкого и Новомосковского административных округов Москвы (ТиНАО). В пресс-службе Москомархитектуры пояснили РБК, что подготовленные материалы являются пока только проектом. Как сказано в тексте документа, после согласования он будет внесен мэром как законопроект в Мосгордуму.
В документе указано, что помимо продления Сокольнической и Калининско-Солнцевской линий запланирована прокладка двух новых веток метро. Линия из поселения Рязановское пройдет в районы Бирюлево Западное и Восточное и дойдет до Нагатинского Затона. Еще одна ветка соединит Троицк, Третий пересадочный контур (через станцию «Улица Новаторов») и центр Москвы.
Также в Новой Москве построят 60 км железных дорог и модернизируют 48,6 км Большого кольца Московской железной дороги. Еще 178 км путей будут обслуживать скоростные и обычные трамваи. Причем линию протяженностью 12 км в административно-деловой центр Коммунарка решено сделать не скоростной, а обычной, следует из проекта Генплана.
Протяженность автомобильных дорог в ТиНАО составит 2088 км. Будут построены 69 развязок и путепроводов, в том числе 15 объектов на участке Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД) длиной 44,6 км. Как говорится в материалах проекта, планируется обеспечить автомобильные и пассажирские связи между МКАД и параллельными ей будущими трассами Внуково — Остафьево — Щербинка и ЦКАД. За пределами Центральной дороги предусмотрены в основном дороги районного значения и маршруты подвоза пассажиров до железнодорожных станций.
Один из разработчиков проекта генплана Новой Москвы на условиях анонимности рассказал РБК, что транспортная инфраструктура в ТиНАО может обойтись в несколько триллионов руб. Строительство 1 км метро стоит 7–10 млрд руб., 1 км шестиполосной автомобильной дороги — 1,5–2 млрд руб. Таким образом, только прокладка линий метро может стоить от 509 млрд до 720 млрд руб. Но в итоге в ТиНАО может образоваться транспортный «аппендикс», полагает собеседник РБК. «Люди, купившие квартиры, будут ехать на работу в Старую Москву. Заявленное создание 1 млн рабочих мест в ТиНАО — очевидная фантастика. Если бы утверждался новый, откорректированный генплан всего города, то сразу было бы ясно, что на выезде из Троицкого и Новомосковского округов образуются пробки», — отметил разработчик документа.
Доцент кафедры мостов, тоннелей и транспортных конструкций Московского автомобильно-дорожного института Сергей Зеге полагает, что строительство метро, железной дороги и скоростного трамвая может стоить сотни миллиардов рублей. При этом метро в ТиНАО строить предположительно гораздо дешевле, чем в Старой Москве, поскольку есть возможность прокладывать линии без проблем с коммуникациями. Ранее стройкомплекс сообщал, что дорожное и метростроительство в Новой Москве будут стоить более 1 трлн руб.
16 функциональных зон
В проекте генплана указано, что на территории Новой Москвы предполагается формирование компактных городских образований («малых городов») и многофункциональных зон (кластеров). В центральной и периферийных частях ТиНАО планируется «сохранение непрерывности незастраиваемых пространств и «островной» характер застройки». Лесные массивы получат статус особо-охраняемых и озелененных природных территорий, парков и лесопарков. На участках для садоводства и дачного строительства, а также в долинах рек власти намерены сохранить малоэтажную застройку.
Вся территория Новой Москвы поделена на 16 функциональных зон: жилую, общественную, производственную, природную и т. д. На прилегающих к МКАД территориях запланирована различная застройка. На границах с Калужской областью предполагается сохранить большой процент природных территорий. Прогнозируемый фонд застройки жилой зоны — 64,2 млн кв. м. На присоединенных территориях планируется возведение 19,3 млн кв. м социальных объектов с тем, чтобы показатель обеспеченности составил 4,3 кв. м на одного жителя. Предполагается также строительство и реконструкция объектов инфраструктуры: газовых сетей, энергетики и связи. К примеру, к 2025 году в Троицком округе запланировано строительство радиотелевизионной передающей станции.
Экс-глава Научно-исследовательского проектного института Генплана Москвы Сергей Ткаченко рассказал РБК, что те же функциональные зоны действуют и на территории Старой Москвы. Прогнозируемый фонд застройки — это предельно допустимый объем, который возможно построить на данных землях. По его мнению, территории у границы с Калужской областью вряд ли будут заселяться из-за транспортной удаленности.
В проекте генплана Новой Москвы не прописаны нормативы по обеспеченности машино-местами, а также допустимая этажность. Глава департамента развития новых территорий Владимир Жидкин заявил РБК, что этажность будет установлена в проектах планировок конкретных участков. «Территорию двух округов разделили на десятки крупных участков площадью по 700–800 гектар, иногда по 1000 гектар. Для каждого из них готовится проект планировки, порядка десяти уже утверждены», — пояснил Жидкин. В целом максимальная высота застройки предполагается не больше, чем в остальной Москве. В ТиНАО может появиться максимум две башни, сравнимые по высоте с «Москва-Сити». Они будут располагаться в Коммунарке.
Генплан Новой Москвы предполагается утвердить уже в марте. Тогда же могут быть утверждены правила землепользования и застройки остальной территории столицы, на основе которых откорректируют генплан, принятый в 2010 году.