Каким образом ЧМ-2018 изменит рынок гостиничной недвижимости России
Подготовка к ЧМ-2018 стала лейтмотивом в вопросах к объектам размещения и их владельцам в десяти городах России. В то же время можно выделить несколько ключевых факторов, которые окажут влияние на работу всего гостиничного сегмента в течение предстоящего года.
Фактор 1. Обязательная классификация отелей и прочих объектов, оказывающих гостиничные услуги в соответствии с требованиями Федерального закона № 1215. Каждому отелю в городах, принимающих ЧМ-2018, в обязательном порядке необходимо пройти классификацию. На начало 2018 года 100% объектов в городах — хозяевах ЧМ успешно прошли эту процедуру.
В связи с этим фактом у рынка возникает множество вопросов: часто объекты одного уровня звездности получают разное количество жалоб на сайтах-агрегаторах, что говорит о несовершенстве данной системы. В то же время многие беспокоятся о том, не будут ли отели «вешать» баллы без прохождения официальной процедуры и самостоятельно выставлять себе завышенные показатели.
За всем этим внимательно следит ФАС. По опыту предыдущих событий международного масштаба это действенный метод, при котором антимонопольная служба реагирует на жалобы и ведет мониторинг. В случае обнаружения разночтений предусмотрены штрафы для владельцев или закрытие объекта.
Фактор 2. Не все отели еще открыты. В большинстве городов продолжается строительство и ускоренный запуск новых объектов — не только гостиниц, но и стадионов, дорог, ресторанов. В целом такой девелопмент позитивно сказывается на гостиничной отрасли, так как именно он стимулирует развитие бизнес-туризма: приезжают строители, проектировщики, консультанты и живут в отелях уже сейчас. Эти отели, запланированные к открытию, не заявлены в контрактах с ФИФА и обязательствах Mach Accomondation. Следовательно, они не конкуренты тем, которые уже подписали такие соглашения.
Фактор 3. Контрактное бронирование для размещения официальных делегаций, групп, организаторов, команд, журналистов и так далее в большинстве городов было реализовано еще два года назад. Именно эти бронирования удерживают отели от предложения своих номеров на открытом рынке. Если сейчас начать поиск варианта для проживания в период чемпионата, рынок, скорее всего, откликнется предложениями от мини-отелей, квартир, хостелов по завышенной стоимости.
По ожиданиям экспертов, около 30% забронированного фонда у крупных игроков выйдет на рынок весной — и именно этот шаг позволит отразить реальную картину предложения, доступного для болельщиков. К тому же предыдущие спортивные состязания говорят о позитивной практике прилета болельщиков чартерами на один день без ночевки, что, по всей вероятности, повторится и в грядущем сезоне. Поэтому бояться недостатка мест в отелях, на мой взгляд, не стоит.
Фактор 4. Ценовое ограничение. Уже давно вступил в силу закон об ограничении ценообразования на отели разной категории на все типы номеров — от стандарта до апартаментов. Стоит отметить, что на авиаперелет или железнодорожные перевозки таких ограничений нет, и билеты на самолет на самые востребованные даты уже давно продаются онлайн по ценам, превышающим регулярные в два-три, а иногда и в шесть раз.
В то же время отели живут в указанных рамках. В открытых источниках почти все 9 тыс. отелей, прошедших классификацию, ограничивают свои условия, ищут возможности предложить гостям пакеты и услуги и в случае спроса продать их дороже. Но проживание — в рамках закона. За этим следят и Ростуризм, и ФАС, и Роспотребнадзор. На начало года в онлайн-системах в различиях с утвержденными законом тарифами замечено менее 1% отелей, прошедших классификацию. Преимущественно это мини-отели и хостелы, новички бизнеса.
Фактор 5. Падение продаж. Все отельеры, наученные горьким опытом предыдущих событий глобального масштаба, ждут падения доходов. Этому способствует отток традиционных клиентов в период от двух недель до и двух-трех после мероприятий. Люди просто стремятся минимизировать поездки, не планировать командировки и мероприятия в указанные даты в городах, принимающих чемпионат.
В эти же периоды уже завершают свои частые поездки в города по задачам девелопмента строители и проектировщики. Поэтому суммарно отели на месяц-полтора почувствуют изменение спроса, что видно уже сейчас по карте предварительного бронирования. Такой спад приведет к потерям дохода на фоне ужесточения безопасности, росту расходов, большого количества проверок по делу и просто на всякий случай.
Фактор 6. По итогам чемпионата ожидается рост предложения и падение спроса на два — четыре года вперед. Результатом крупного увеличения предложения, открытия новых отелей и прироста номерного фонда в городах в сочетании с последующим снижением интереса туристов и отсутствием необходимости деловых поездок станет падение показателей средней стоимости номера и загрузки на ближайшие периоды.
Пирог спроса, уменьшенный в размере, будут резать на большее количество кусочков. Владельцы и инвесторы отелей пересчитают финансовые модели и будут вынуждены скорректировать сроки окупаемости в сторону увеличения на +4, а иногда и +7 лет от задуманного. Стабилизация такой постчемпионатной турбулентности прогнозируется не ранее чем через три-четыре календарных года после проведения данного масштабного мероприятия.