Летающие небоскребы: 5 самых смелых архитектурных проектов СССР
Считается, что социальный строй и общественное сознание определяют архитектуру. Может, поэтому ранние советские архитекторы стремились к идеальному, футуристическому, возвышенному. Причем некоторые — в буквальном смысле.
Мы изучили работы советских архитекторов и выбрали пять смелых проектов высотного жилья. Возможно, слишком смелых даже для сегодняшнего дня.
Летающие города Крутикова
Летающие дома-коммуны — дипломный проект Георгия Крутикова. Именно так, по мнению архитектора, выглядел бы город будущего. Свой проект Крутиков защитил в Ленинграде в 1928 году, и его летающий город сразу стал сенсацией. Архитектор предложил оставить на земле здания для труда, отдыха и туризма, а жилье поднять в воздух. Многоярусные дома-коммуны неподвижно парили бы над землей с помощью атомных двигателей, а отдельные коммуны — соединялись в своеобразные летающие поселения или даже города.
Жители городов перемещались бы в пространстве в летающих кабинах. Такая жилая ячейка на одного человека с мебелью-трансформером и эластичными стенами — своего рода ретрофутуристический аналог дома на колесах. Кабина приспособлена для кратковременного автономного проживания и может свободно стыковаться с любым парящим зданием.
«Сатурний» Виктора Калмыкова
Последователь Крутицкого Виктор Калмыков пошел еще дальше. Он предложил построить город-кольцо вокруг Земли, который висел бы в воздухе без опор. Да-да, этот старый прикол про летающий мост вдоль экватора пошел именно отсюда. Калмыков назвал свой проект «Сатурний» — по аналогии с кольцами Сатурна. По проекту, таких городов можно было построить два: над экватором и через полюса. К сожалению, физика так не работает. Калмыков это понимал, потому на публичную защиту свою работу решил не выносить.
Летающий Дом съездов СССР
Коллега Крутикова и Калмыкова Исаак Иозефович придумал чуть более реалистичный проект. Он спроектировал летающий Дом съездов СССР. По замыслу архитектора, в столице каждой союзной республики надо было разместить однотипные башни с залом, библиотекой, аудиториями и гостиницей суммарно примерно на 3,5 тыс. человек. Между башнями курсировал бы летающий дом заседаний — по сути, огромный дирижабль на 10 тыс. человек, — который стыковался бы с разными башнями по очереди. Таким образом показывалось равноправие республик и децентрализация власти.
В институте проект Иозефовича сочли слишком фантастичным, и за диплом архитектора ему пришлось бороться несколько лет. Однако в наши дни очень похожий небоскреб с жилыми модулями-дирижаблями разрабатывается в Тайване.
Дворец Советов
Пожалуй, самый знаменитый архитектурный проект СССР, пусть и нереализованный, — Дворец Советов в Москве. Его разработал архитектор Борис Иофан для всесоюзного конкурса 1932–1933 годов. Этот проект-победитель предполагал построить 100-этажную башню из пяти цилиндрических ярусов, на вершине которой установили бы стометровую статую Владимира Ленина. Вместе с памятником высота небоскреба могла составить 415 м — на тот момент он стал бы самым высоким зданием в мире. По проекту, Дворец включал в себя большой зал на 21 тыс. человек, малый зал на 6 тыс. мест, несколько залов для проведения съездов и заседаний, а также архивы, музеи, библиотеку, хозяйственные помещения и аудитории для работников.
Дворец планировалось завершить в 1942 году. Однако во время войны уже установленные конструкции разобрали сначала на противотанковые ежи, а потом на железнодорожные мосты. После войны было не до гигантского небоскреба, а затем Москва сосредоточилась на сталинских высотках. Во время правления Хрущева проект Дворца Советов признали гигантоманией, бессмысленной и неоправданно дорогой.
Горизонтальный небоскреб
Наиболее приземленный проект принадлежит авторству советского авангардиста Эля Лисицкого. Он придумал то, что получило название «горизонтальный небоскреб». Не летающее, но в определенном смысле «парящее» офисное здание из двух корпусов, поднятое над землей на трех опорах по 50 м. Двух- и трехэтажный корпуса имели бы общую площадь почти в 3 тыс. кв. м. В колоннах-опорах планировалось разместить лифты и лестницы, причем одна из них вела бы прямо на станцию подземного метро.
Лисицкий предлагал построить восемь таких небоскребов в центре Москвы. В них предполагалось разместить главные административные здания. Современники сочли эти небоскребы слишком новаторскими, и в России таких зданий так и не построили. Однако в других странах реализовано достаточно много подобных проектов.
Редакция благодарит музей «Москва-Сити» за предоставленные информацию и изображения