Миллионы под землей: кто и зачем строит частные бомбоубежища в России
Частные бомбоубежища в загородных домах — экзотика даже на элитном рынке: предложения о продаже таких объектов единичны и в основном сконцентрированы на самых дорогих подмосковных направлениях — Рублево-Успенском, Новорижском, Можайском шоссе. Однако интерес к ним увеличивается пропорционально росту геополитической напряженности, утверждают эксперты.
Летом прошлого года в Подмосковье выставили на продажу один из самых необычных объектов на рынке — дом с подземным бункером. Особняк, расположенный в элитном коттеджном поселке на Новорижском шоссе, тогда оценили в $1,4 млн. Главным преимуществом объекта в объявлении называлось наличие бомбоубежища, которое не просматривается со спутников и способно защитить своих обитателей даже в случае ядерной катастрофы. Над созданием бункера работали специалисты, имеющие опыт в строительстве важнейших правительственных объектов.
«Раньше спрос на такие спецобъекты был конъюнктурным, то есть люди реагировали на конкретные политические события вроде аварии на Фукусиме или войны на Украине. Как только в информационном поле появлялось нечто подобное, к нам начинали поступать звонки, — рассказывает руководитель компании «Спецгеопроект» (специализируется на проектировании и строительстве частных бункеров) Данила Андреев. — Например, в 2012 году многие ждали конца света, и за год до этого мы получили много заказов. Потом все постепенно сошло на нет, и сегодня желание иметь собственное бомбоубежище больше не причуда богатых людей, обеспокоенных глобальными катастрофами, а тренд на безопасность».
Сегодняшние заказчики Андреева стремятся обезопасить себя не только от техногенных катастроф, природных катаклизмов и войн, но прежде всего от криминала. Именно поэтому самое популярное направление сейчас — создание комнат безопасности. Такие помещения имеют полную степень защиты, чтобы пережить небольшой апокалипсис, но их основная функция в том, чтобы защитить людей в чрезвычайной ситуации криминального характера и сохранить имущество на время, пока дом пустует.
Москвич Дмитрий Андриенко задумался о создании бомбоубежища в своем подмосковном особняке в 2009 году. «Тогда мода на такие объекты только появилась, но все строили подземные бункеры, а я решил оборудовать это помещение прямо в доме. Конца света и ядерной войны я не боялся, а вот защитить свое имущество хотелось, — рассказывает Андриенко. — Я тогда собирался перебраться на некоторое время за границу, а дом сдать в аренду. Встал вопрос, как поступить с коллекцией искусства, которая хранится у нас дома. В результате пришел к мысли сделать комнату безопасности в подвале».
Бункер в доме Андриенко представляет собой помещение площадью 100 кв. м, разделенное на две зоны — техническую, где установлена химзащита, то есть очиститель воздуха и система вентиляции, и жилую — здесь спальня на четырех человек, гостиная и даже место для собаки. Один выход — сверху, один — сбоку, обращен к реке. «Когда мы делали это бомбоубежище, в Подмосковье горели торфяники, и в доме, и на улице было не продохнуть. А в подвале был идеально чистый воздух благодаря мощной системе вентиляции», — вспоминает хозяин дома. Установка спецоборудования и монтажные работы обошлись в $150 тыс.
Со второй половины 2010-х годов начал набирать популярность наиболее бюджетный формат бункеров — модульные бомбоубежища. «В этом случае строить вообще ничего не нужно: к вам приезжает машина, привозит готовый модуль размером 2,5 х 6 м, экскаватор выкапывает небольшой котлован, туда вставляется модульная конструкция, ее закапывают и заливают бетоном, — объясняет Андреев. — Все работы занимают менее недели, при этом ни ландшафтный дизайн, ни газон не страдают». Как правило, основу таких модулей составляют 40-футовые морские контейнеры. Система может состоять как из одного, так и из нескольких модулей. «Начинка» такой модульной конструкции может быть любой — от установок по очистке воды до системы биометрического распознавания кода. Стоимость подобного объекта — от 2–3 млн до 10 млн руб.
В последние годы люди стремятся оборудовать комнаты безопасности непосредственно в домах. Причем с появлением новых технологий варианты их размещения значительно расширились. СНИПы, по которым мы строим бункеры, разрабатывались в 1977 году, когда холодная война была в самом разгаре. Единственной возможностью защититься от ядерного оружия тогда было заглубление, потому что при мощном ядерном взрыве первые полметра грунта просто сносится ударной волной. Сейчас основные средства доставки ядерных боезарядов и их мощность сильно изменились: вокруг России стоят тысячи «Томагавков», способных нести большое количество маломощных ядерных зарядов. Это высокоточное оружие. Коттеджные поселки, как правило, не являются их целями, поэтому заглубляться необязательно. Можно оборудовать подобное помещение прямо у себя в кабинете.
Для этого достаточно поставить бронированные окна и двери, а также установить специальную систему вентиляции и регенерации воздуха, перечисляет Андреев. За последние пять лет появились автономные системы регенерации воздуха, которые позволяют обойтись без системы фильтровентиляции. Автоматика прекращает поступление воздуха извне, если снаружи обнаружено какое-то заражение, и начинает самостоятельно вырабатывать кислород. Благодаря такой системе в помещении можно находиться несколько суток и дышать свежим воздухом.
Все это дает возможность гораздо более широко использовать понятие «убежище». «Теперь это не обязательно подземный бункер, а вообще любое помещение. Когда мы начинали работать в 2008 году и делали наши первые объекты в Подмосковье, это всегда были большие бункеры под землей, залитые бетоном. Их стоимость начиналась от $100 тыс. Из-за высокого ценника и сложности строительства у нас было три-четыре объекта в год, сейчас — около 15–20 в год, из которых большая часть — так называемые panic rooms, или комнаты безопасности. Десять лет назад такие объекты строились в основном на Рублевке и Новой Риге, сейчас это стало доступнее, и убежища появляются по всей России, а также за рубежом, например на Украине, в Азербайджане, Прибалтике, Австрии, Германии», — говорит Андреев.
На рынке недвижимости дома с оборудованным бомбоубежищем — редкое явление, почти экзотика, отмечают риелторы. Однако связано это исключительно с засекреченностью таких объектов. Кроме того, большинство из них делаются для себя и не предназначены для последующей продажи.
«За последние пять лет на рынке было всего два таких объекта, которые продавались в районе Рублево-Успенского шоссе. Как правило, эти помещения имеют двойной функционал — собственно бомбоубежища и, к примеру, домашнего кинотеатра или винного погреба», — говорит директор департамента загородной недвижимости компании Knight Frank Олег Михайлик. По его словам, наличие даже самого современного бомбоубежища существенно не влияет на стоимость недвижимости, поскольку эта опция не является востребованной у покупателей.
Мода на частные бомбоубежища распространена не только в России. Так, по данным основателя соцсети LinkedIn Рида Хоффмана, больше половины миллиардеров Кремниевой долины имеют в своем распоряжении личные бомбоубежища. В США для оборудования частных бункеров продают пусковые шахты и бункеры времен холодной войны стоимостью от $25 тыс.