Дом «Аэрофлота» и Пантеон: нереализованные проекты советского периода
Столица России могла бы выглядеть совсем иначе, если бы масштабную реконструкцию получилось осуществить.
Рассказываем, какие из запланированных зданий так и не построили.
Дворец Советов
Этот проект был одним из самых масштабных в стране и задумывался как символ новой власти. По плану здание замкнуло бы кольцо из восьми московских высоток (восьмую так и не построили). Международный конкурс проектов будущего Дворца Советов выиграл архитектор Борис Иофан. По его задумке сооружение общей высотой 415 м завершала стометровая статуя Владимира Ленина. Подготовка к строительству началась в 1931 году на месте храма Христа Спасителя. После разрушения храма фундамент будущего сооружения готовили почти восемь лет. Но начало Второй мировой войны остановило работы. Проект не был завершен, а на месте котлована в 1960 году построили самый большой в мире открытый бассейн «Москва». В конце 1990-х храм восстановили на историческом месте.
Дом «Аэрофлота»
Здание в честь героев советской авиации задумали построить на площади Белорусского вокзала в начале 1930-х. Участок, где улица Горького (сейчас Тверская-Ямская) переходит в Ленинградское шоссе, хотели оформить как символический пункт связи СССР с заграницей, поэтому Дом «Аэрофлота» выполнял бы символическую функцию. Многоуровневое здание предназначалось для административных функций и культурного досуга сотрудников авиакомпании. Фигуру с крыльями в руках на крыше здания должен был выполнить советский архитектор Иван Шадр, автор «Девушки с веслом». Но проект подвергли критике, и он не был реализован. Архитектор Чечулин воплотил свои наработки при строительстве Белого дома в середине 1960-х.
Высотка в Зарядье
Изначально сталинских высоток должно было быть восемь. 32-этажный небоскреб, заложенный в день 800-летия Москвы вместе с остальными зданиями грандиозного проекта, планировали построить в Зарядье. Территорию Красной площади хотели увеличить и выстроить на ней масштабные архитектурные сооружения, включая «восьмую сестру». Здание предполагали использовать для административных целей: сначала помещения хотели предоставить для Наркомата тяжелой промышленности, впоследствии здесь должно было разместиться Министерство внутренних дел. Строительные работы начались в 1947 году, к весне 1953-го были завершены фундамент и стилобат, а через год конструкция возвышалась над землей на 15 этажей. Смерть Сталина остановила реализацию проекта. А фундамент высотки позже использовали для гостиницы «Россия», которая открылась в 1967 году.
Академия наук на Крымском Валу
В 1934 году Академию наук решили перевести из Ленинграда в Москву. Для этого планировалось построить новое здание, площадку для которого выбрали рядом с Крымским мостом. Работы хотели начать в 1941 году с возведения музейного корпуса. Но здание в типичном сталинском стиле с масштабным основанием и надстройкой, устремленной вверх, так и не выстроили. Из-за войны работы остановили, а позже — заморозили на неопределенный срок. Судьба проекта решилась только в 1960-е, когда на месте нереализованного здания решили обустроить парк и построить выставочный комплекс — Центральный дом художника и новый корпус Третьяковской галереи.
Здание Наркомата тяжелой промышленности
Проект здания Наркомтяжпрома был еще одной амбициозной задумкой советской власти, который мог кардинально изменить облик исторического центра Москвы. На конкурс предоставили работы лучшие архитекторы страны: Щусев, братья Веснины, Мельников, Минкус и другие. Под строительство ведомства власти планировали расширить территорию Красной площади, снести Верхние торговые ряды, а брусчатку поменять на квадраты красного грунта. По условиям первого этапа конкурса, проведенного в 1934 году, здание должно было иметь обширную административную часть и стилобат, который служил бы трибунами для публичных собраний. Концертный зал масштабного комплекса планировали построить у Театральной площади. В 1936 году по новому генплану Москвы Наркомтяжпрому отвели место в Зарядье. Со смертью главы ведомства проект остановили, а торговые ряды реконструировали и разместили в них ГУМ — Главный универсальный магазин.
Горизонтальные небоскребы
Автором идеи был выдающийся советский авангардист — Эль Лисицкий. Он предложил построить здания нового типа так, чтобы не сносить старые, но при этом уплотнить застройку. Планировалось возвести восемь горизонтальных небоскребов на пересечении Бульварного кольца с радиальными магистралями. Горизонтальные конструкции длиной 180 м Лисицкий предложил «положить» на три опоры, по одной из которых можно было бы спускаться прямо в метро. По цветам веток московской подземки дома планировали делать цветными: на площади Пречистенских Ворот — красный небоскреб, на Пушкинской — зеленый или фиолетовый, на Арбатской — голубой или синий. Проект оказался слишком футуристичным, к тому же в стране не было нужного количества стали и бетона, чтобы реализовать такую идею.
Пантеон Славы
После смерти Сталина в 1953 году для захоронения тел великих вождей и других выдающихся личностей СССР решили построить Пантеон. На конкурс прислали работы десятки архитекторов, которые предлагали к воплощению здания в типичной стилистике сталинской эпохи с элементами древнегреческой и древнеримской архитектуры. Место под масштабный мемориальный комплекс подбирали долго. Сначала планировалось построить его на месте Верхних торговых рядов, потом рассматривали для строительства Софийскую набережную. Альтернативными вариантами были здание Исторического музея, Манежная площадь, Лужники и Ленинские горы. Последняя утвержденная для Пантеона площадка находилась в 3 км от нового здания МГУ, на территории Воронцовского витаминного института. Летом 1953 года обсуждение проекта прекратилось и его не стали реализовывать.
Большой академический кинотеатр
Советская власть считала кино «важнейшим из искусств». Для возведения крупнейшего кинотеатра в стране на 4 тыс. мест (позднее эта цифра сократилась до 3 тыс.) был объявлен архитектурный конкурс. Здание планировали построить на площади Свердлова (сейчас Театральной площади) напротив Большого театра. Конкурс выиграли три бригады архитекторов, но позже их работы признали неудачными по нескольким причинам: проекты страдали гигантоманией, с которой в 1930-х начали бороться, и не решали задачу реконструкции площади. Напоминанием о непостроенном здании сегодня служит вестибюль станции «Площадь Революции», в который по плану должны были встроить кинотеатр.