Выставка потерь: самые красивые утраченные павильоны ВДНХ
На этой неделе исполняется 80 лет ВДНХ — самому грандиозному архитектурному комплексу советской эпохи. Пять лет назад, после его передачи из федерального управления московскому, началась реконструкция, которая должна завершиться в 2021 году. Согласно проекту развития выставочного комплекса, здесь появятся новый ландшафтный парк, большая прогулочная аллея, тематический парк аттракционов, инновационный образовательный комплекс и ряд других объектов, которые адаптируют территорию выставки к современным нуждам горожан.
Вместе с тем самая масштабная реконструкция в истории ВДНХ привела к утрате ряда ценных архитектурных объектов: какие-то были снесены, какие-то потеряли первоначальный облик в результате перестройки. Рассказываем о четырех самых важных павильонах, которых лишилась ВДНХ за последние годы.
«Верблюдоводство»
Один из самых оригинальных и узнаваемых павильонов ВДНХ — «Верблюдоводство» — построен в начале 1950-х годов как часть ансамбля «Животноводческий городок». Кирпичное сооружение на деревянных колоннах с капителями было возведено в восточном стиле и представляло собой большой шатер с восьмигранной крышей. В 2012 году активисты общественного движения «Архнадзор» рекомендовали внести павильон «Верблюдоводство» в список охраняемых государством объектов, однако рекомендации остались без внимания Министерства культуры. В 2015 году историческое здание павильона «Верблюдоводство» снесли — на его месте построили копию, где сейчас расположено всесезонное кафе.
«Это яркий пример того, как работает статус достопримечательного места на ВДНХ, который позволяет нарезать территорию на регламентные участки и подвергает ее действию Градостроительного кодекса. Павильон «Верблюдоводство», не будучи памятником, попал на регламентный участок, режим которого позволял на законном основании снести постройку. Решением проблемы стало бы присвоение ВДНХ статуса объединенной охранной зоны всего ансамбля выставочного комплекса», — считает координатор движения «Архнадзор» Рустам Рахматуллин.
«Специализированный выставочный комплекс» («Товары народного потребления и услуги населению»)
Павильон № 69 «Специализированный выставочный комплекс» («Товары народного потребления и услуги населению») построен в 1986 году по проекту известного архитектора-модерниста Игоря Вингорадского (он, в частности, спроектировал павильон «Цветоводство и озеленение» на ВДНХ, ресторан «Времена года» в парке им. Горького — ныне ЦСИ «Гараж», Олимпийский пресс-центр на Зубовском бульваре — ныне здание информационного агентства «Россия сегодня»). Здание в стиле брутализм было одним из самых заметных образцов модернистской архитектуры в ансамбле ВДНХ.
Павильон снесен весной 2019 года для строительства зоны «Экспо».
«Мосхлебторг»
Павильон № 517 «Мосхлебторг» (позднее — магазин «Хлеб») построен в 1951 году по проекту архитектора А. В. Ефимова как торговый павильон для продажи хлебобулочных и кондитерских изделий. Небольшое деревянное здание павильона стало памятником переходного периода в истории советской архитектуры, соединив в себе классический ордер, характерный для сталинского ампира, и отдельные элементы (например, интенсивное остекление) пришедшего ему на смену модернизма.
Бывший торговый павильон «Мосхлебторг» обладал статусом ценного градоформирующего объекта и являлся предметом охраны ВДНХ, что не помешало снести его летом 2018 года. Здание обещают выстроить заново: здесь разместится аттракцион виртуальной реальности.
«Радиоэлектроника и связь»
Павильон «Радиоэлектроника и связь» (бывший «Поволжье») — главный символ ВДНХ хрущевского периода. Сохранившееся здание павильона построено в 1954 году на месте утраченного сооружения в стиле сталинского ампира (архитектор С. Б. Знаменский). Новая постройка, спроектированная архитекторами И. В. Яковлевым и И. М. Шошенским, — также образец «большого стиля», который прославлял лично Сталина. Например, один из фрагментов фасада украшало изображение Сталинградской битвы.
Однако в таком виде павильон простоял недолго: в 1955 году вышло знаменитое хрущевское постановление «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», которое обозначило переход советской архитектуры от сталинского ампира к модернизму. В 1958 году, после знаменитой американской выставки в Сокольниках, павильон переименовали (из «Поволжья» в «Радиоэлектронику и связь») и реконструировали: классические фасады здания накрыли алюминиевыми пластинами — это первый случай использования в архитектуре опыта самолетостроения (прежде подобные панели использовали для облицовки авиалайнеров). Рядом с павильоном установили радиомачту и локатор.
Обновленное здание стало одним из первых авторских произведений современной московской архитектуры послесталинского периода и долгое время оставалось символом ВДНХ 1960-х годов. В 2014 году руководство выставочного комплекса решило вернуть павильону исторический облик, демонтировав фальшфасады. По мнению градозащитников, это привело к утрате уникального памятника советского модернизма (алюминиевые фасады были полностью уничтожены).
«Снятие модернистских фасадов с павильона «Радиоэлектроника и связь» юридически не является утратой — это выбор определенного реставрационного решения, — возражает Рустам Рахматуллин. — В данном случае этот выбор был связан с научной корректностью. Я предлагал создать комбинацию из двух фасадов: фрагментарно сохранить на каркасе модернистский вариант эпохи Гагарина и в целом раскрыть сталинскую основу».