Чего ждут покупатели от рынка загородной недвижимости
Сегодня рынок загородной недвижимости проходит фазу глубоких трансформаций. Перестав быть рынком продавца и становясь наконец рынком покупателя, он формируется заново. И, несмотря на то что в былые годы рынок уже переживал бум строительства, сегодня мы ожидаем его второго рождения.
Рынок загородной недвижимости находится сейчас в стадии активного формирования, его пока еще нет. До 2008 года в каком-то виде этот рынок существовал, выходили новые проекты. Но тогда никто не хотел признаться, что недвижимость продавалась не потому, что она была хорошей, а потому, что рынок был растущим. Потом произошла, казалось бы, маленькая стагнация — но нет, рынок замер на долгие годы.
В пригородах большинства респектабельных мегаполисов земного шара мы встречаем, как правило, малоэтажные комплексы, имеющие единую и понятную концепцию, а также зрелую инфраструктуру. Взглянув же на большую часть Подмосковья, увидим дачи, хаотичную застройку и высокую транспортную загруженность. И если быть честными, придется признать, что до сих пор практически никто не проводит исследований, не прогнозирует научно, какая загородная недвижимость будет действительно востребована. Отчасти это связано с отсутствием профессиональных игроков на рынке девелопмента.
Много ли мы знаем крупных девелоперов загородной недвижимости? Их практически нет. Сейчас загородная недвижимость — это некий симбиоз между городской и загородной. К примеру, сейчас достаточно востребованы таунхаусы — это и есть удобный компромисс между городским и загородным жильем и единственный растущий сегодня сегмент недвижимости.
Сегодня существует огромный отложенный спрос на загородную недвижимость в Московской области, целевая аудитория которого стала требовательнее, моложе. А самое главное — сегодняшний покупатель не готов больше ждать нового дома годами, рискуя потом и вовсе получить кота в мешке.
Покупателю, в первую очередь, нужна правильная цена, но при этом еще очень важны и свойства, и наполнение продукта. Элементы инфраструктуры, которые нужны уже безусловно, — игровые и спортивные площадки для разных видов активности, фитнес-центры. Причем фитнес-центр сегодня не обязательно сетевой оператор фитнес-индустрии. В каких-то проектах это может быть просто оборудованное помещение, куда жители приходят и занимаются в удобное для них время. То есть, с одной стороны, иногда можно смотреть на многие вещи проще, но с другой — необходимо максимально насыщать поселки инфраструктурой для активного отдыха.
Один из важных компонентов загородной жизни — формирование комьюнити. Люди теперь готовы и хотят между собой общаться. А наша загородная недвижимость совсем этого им не позволяет. Понятие приватности выведено на такой почти абсурдный уровень, когда жители фактически заперты каждый за своим высоким забором, при этом на территории жилого комплекса может даже не быть никаких общественных зон. А опыт показывает, что люди сегодня не только хотят гулять с детьми по просторной облагороженной территории, но и готовы, например, спонтанно пригласить инструктора йоги в загородный поселок и сделать об этом объявление в общем чате.
И таких компонентов у востребованной покупателем недвижимости — великое множество. Например, готовность продукта. Давайте посмотрим на рынок загородки в Западной Европе и Северной Америке. Там загородный дом — это всем понятный продукт, и он, как правило, продается готовым. Максимум, на что готов пойти покупатель, — купить земельный участок при условии, что через три месяца на нем будет стоять дом с внешней и внутренней отделкой, с коммуникациями, в него можно заезжать и жить. Вот как выглядит рынок покупателя, и именно так он будет выглядеть в Подмосковье в ближайшем будущем. Но пока, к сожалению, здесь все совсем по-другому.
Решение? Сегодня дома должны быть быстровозводимыми и индустриальными. Технологии ушли далеко вперед: такие дома становятся более крепкими, более теплыми. И если люди старшего поколения всерьез рассматривали только кирпич, ведь, по их мнению, «быстро» означает «некачественно», то нынешний покупатель стал моложе, это поколение Apple. Они путешествуют и понимают, что весь мир живет уже не так, что дом — для того, чтобы жить в нем. Человек хочет купить дом максимальной готовности, в который нужно завезти только мебель.
Но это целый новый институт, новое направление, под которое необходима серьезная инфраструктура. И это девелоперская ответственность — сформировать сейчас отрасль, создать востребованный продукт и дать покупателю гарантии качества.