Россияне перестали надолго откладывать ремонт жилья
В России резко выросла доля тех, кто планирует делать ремонт у себя в квартире или доме в ближайшие один-два года. Если прошлой осенью таких было 57%, то сегодня — 78% (+21 п. п.). Об этом свидетельствуют результаты исследования (есть в редакции), проведенного Аналитическим центром НАФИ. Чаще всего о желании сделать ремонт заявляют жители Северо-Западного федерального округа — за год число таких респондентов здесь выросло вдвое.
Всего, по данным исследования, сделать ремонт в квартире планируют 33% россиян — это на 4 п. п. меньше, чем годом ранее. Однако большинство перестали откладывать его в дальний ящик: 55% респондентов НАФИ планируют начать ремонт в течение ближайшего года, еще 23% — в течение ближайших двух лет, оставшиеся 22% — в перспективе трех лет. Лишь каждый десятый россиянин (9%) отложил запланированный ремонт из-за отсутствия денег.
Аналитики НАФИ объясняют тенденцию падением реальных доходов населения. «С одной стороны, семьи, понимающие, что не могут позволить себе покупку нового жилья, решают не откладывать на длительный срок ремонт уже имеющегося. С другой — те, кто покупает новое жилье, при ограниченности средств все чаще выбирают квартиры или апартаменты с отделкой», — говорит руководитель исследовательских проектов в сфере строительства и недвижимости Аналитического центра НАФИ Ольга Соколова.
Чаще всего ремонт планируют делать россияне в возрасте от 25 до 34 лет (40%, в среднем по России — 33%) и люди с доходом выше среднего (38%), говорится в исследовании. Больше половины (51%) россиян могут потратить на ремонт своего жилища не более 100 тыс. руб. (без учета стоимости работ строительной бригады). 24% респондентов готовы потратить от 100 тыс. до 500 тыс. руб., и только 10% — свыше 500 тыс. руб. Покупать строительные материалы участники опроса чаще всего планируют в сетевых гипермаркетах: «Леруа Мерлен» (35%), ИКЕА (11%) или ОБИ (7%). 28% будут искать стройматериалы в специализированных магазинах, 24% — на строительных рынках, 4% — в интернете.
Как и в прошлом году, большинство россиян планируют косметический ремонт: замену обоев (74%), выравнивание/шпатлевание стен (38%), покраску потолков (33%), установку натяжных потолков (32%), замену сантехники (27%), следует из материалов НАФИ.
Россияне стали больше тратить не только на ремонт своего жилья, но и на покупку мебели и товаров для дома. По данным МТС Банка, с 2017 года расходы на их приобретение выросли в 2,8 раза. Банк проанализировал данные по платежным операциям клиентов банка в мае-июне 2017–2019 годов в специализированных магазинах бытовых принадлежностей, а также в торговых сетях IKEA, Leroy Merlin, OBI, Hoff, «Твой дом», Castorama, «Мосхозторг», «Столплит», «Аскона».