Как Big Data и BIM меняют Москву
Вы можете посмотреть программу на видео или прочитать расшифровку под ним.
Текстовая версия
Игнат Бушухин, главный редактор «РБК-Недвижимости»:
— Многие московские девелоперы уже используют на своих стройках беспилотники и дроны, печатают строительные детали на 3D-принтерах и отслеживают перемещения всех стройматериалов и даже рабочих в режиме онлайн. Все это возможно, если стройка изначально проектируется с помощью BIM–технологий.
И для начала определимся с понятиями. BIM — Building Information Modeling — информационное моделирование зданий, при котором объект рассматривается как единое целое. Внесение изменений в любой параметр автоматически меняет все остальные связанные с ним параметры.
Если объяснять своими словами. Вы видели, как раньше на стройках одна деталь не подходила к другой? Не так рассчитали при проектировании… Сейчас это невозможно в принципе. Программное обеспечение теперь учитывает каждый гвоздь на стройке.
По сути, речь идет о 3D-модели здания, а BIM — это просто набор софта, в котором все проектируется. При добавлении времени и затрат речь уже идет о 5D-модели. Итогом является оптимизация всех процессов девелоперского цикла и максимальное снижение издержек.
Экономия на стройке и снижение себестоимости достигаются в том числе и за счет параллельного проектирования. Вот как объясняют это сами строители.
Арсентий Сидоров, генеральный директор «НТЦ «Эталон» (входит в Группу «Эталон»):
— <…> Архитектор делает идею здания, конструктор — сразу готовит его к насыщению технологическими решениями, инженерию прорисовывает специалист по инженерным системам. Диалог идет быстрее — убираются барьеры между кабинетами и территориальные.
Игнат Бушухин, главный редактор «РБК-Недвижимости»:
— А теперь давайте побываем на стройке — пусть сами строители расскажут и покажут, как применяются BIM-технологии.
Арсентий Сидоров, генеральный директор «НТЦ «Эталон» (входит в Группу «Эталон»):
— Можем продемонстрировать информационную модель вот этого жилого дома. В целом он будет выглядеть вот таким образом, максимальная этажность — 19 этажей, мы находимся как раз у этого угла. Это такая фактическая модель. И эта модель уже будет выгружать нам данные и говорить нам, где мы отстаем или идем с опережением… полная детализация.
Игнат Бушухин, главный редактор «РБК-Недвижимости»:
— Или вот еще пример использования БИМ-технологии. Моделирование зданий сегодня помогает возводить все более сложные и совершенные конструкции. Такие, например, как новый Дворец художественной гимнастики в «Лужниках». Его сделали таким, каким и задумывали. Если бы здание проектировали по старинке — на бумаге, возможно, обводы крыши стали бы не такими плавными…
Кстати, не стоит думать, что моделирование зданий — это такая волшебная палочка. В этом вопросе для строительных компаний очень много подводных камней. Компании иногда не понимают, как именно использовать BIM-моделирование. Также многие строители, особенно небольшие компании, пока не готовы тратиться на дорогое программное обеспечение и обучение профильных специалистов. К слову, средняя стоимость оборудования рабочего места BIM-проектировщика составляет 200–300 тыс. руб., плюс его ежегодное сопровождение — 100–120 тыс. руб. Зарплата специалистов может доходить до 140 тыс. руб. в месяц.
И раз мы начали говорить про профессии — развитие BIM привело к появлению новых специальностей. Сегодня BIM-менеджеры, BIM-координаторы — это топовые позиции на стройке. Хотите сделать карьеру — изучайте цифровое моделирование!
Идем дальше: что интересно, новейшие цифровые технологии применяются не только в передовых частных строительных компаниях, но и на уровне всего Стройкомплекса столицы. Вот что нам рассказали в институте Генплана Москвы.
Олег Григорьев, первый заместитель директора Института Генплана Москвы по производственным вопросам:
— Основное наше информационное моделирование связано с объектом под названием «город Москва». На уровне города — это очень разные модели. Это здания, это дороги, это инженерные сети, это природные объекты, население, места приложения труда, места проживания и т. д. Какие дополнительные объекты, транспортные сооружения в городе создавать для того, чтобы он работал лучше, но и заглядывать на 15–20–30 лет вперед
Игнат Бушухин, главный редактор «РБК-Недвижимости»:
— Если честно, звучит впечатляюще. А вот как это выглядит: на мониторе у этого специалиста утренний час пик, когда люди добираются из дома на работу. Видно, что многие из них едут в «Москва-Сити». Каждая красная точка [на экране] — это сим-карта в мобильном телефоне. При отслеживании этой Big Data настроить транспортную систему — где какие дорогие надо построить, какую станцию метро — сегодня это дело техники. Такое ощущение, как будто играешь в компьютерную игру, очень круто!
Продолжая разговор про Big Data и BIM-технологии на уровне города и столичного Стройкомплекса: в 2020 году перед компаниями, которые выполняют проекты по городскому заказу, стоит задача научиться работать с BIM-технологиями. Это уже сформулировано на уровне закона.
Марат Хуснуллин, заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства:
— Я считаю, что будущее вообще за информатизацией, и мы сегодня на базе нашего комплекса градостроительной политики создаем полноценную информационную платформу. Мы ставим задачу: все градостроительное планирование города перевести как минимум в 3D-моделирование, в 3D-формат. Чтобы понимать визуально — как город развивается, какая плотность, какая высота, какие инженерные коммуникации подземные. Мы поставили задачу перейти максимально на BIM-проектирование, как минимум в объектах, которые строятся за государственные средства, за бюджетный заказ. Сегодня мы уже всем заказчикам, кто работает с городом, ставим задачу: уважаемые товарищи, если вы хотите строить бюджетный заказ — учитесь работать в BIM-технологиях. То есть это и обучение сотрудников, и стандарты приемки на проверку BIM-технологий. На самом деле за этим будущее.
Игнат Бушухин, главный редактор «РБК-Недвижимости»:
— На этом все. Это была программа «Город» — мы рассказываем о том, как меняется Москва и какой толк от этого и горожанам, и бизнесу. Оставайтесь с нами, пока!
Смотрите также: Зачем в Москве строят очередное транспортное кольцо