Решит ли пересмотр правил шумоизмерения конфликт строителей и аэропортов
Новость дня: председатель правительства Дмитрий Медведев поручил Роспотребнадзору разработать новую методику оценки уровня шума от самолетов. Ведомство предлагает оценивать уровень шума по нормативу эквивалентного (среднего за сутки) значению звука, а не по максимальному значению, как предусмотрено действующим СанПином. Что это значит?
Аэродромы как объекты воздействия на окружающую среду имеют множество разного рода ограничений. Нормативно-правовые акты, описывающие эти ограничения, появились совсем недавно и касаются не только соблюдения экологических норм.
Термин «приаэродромная территория» в 2017 году был включен в Земельный кодекс РФ как одна из зон с особыми условиями использования и приобрел новое значение. До недавнего времени приаэродромной считалась зона в радиусе 30 км от контрольной точки аэродрома. Любая градостроительная деятельность в этой зоне должна была согласовываться с управляющей структурой аэродрома.
В 2017 году вышло новое положение о приаэродромных территориях — ст. 47 Воздушного кодекса Российской Федерации. Согласно п. 2 ст. 47 ВЗК РФ (в ред. Федерального закона от 01.07.2017 № 135-ФЗ), на приаэродромной территории могут выделяться семь подзон. Первые две подзоны относятся непосредственно к инфраструктуре аэропорта и предназначены для перевозок грузов и пассажиров. Третья подзона устанавливает ограничения по высотности объектов. В четвертой и пятой подзонах запрещается размещать опасное производство и объекты, которые могут создавать помехи для воздушного движения. В шестой подзоне нельзя размещать мусорные полигоны и другие объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц. И наконец, седьмая зона предусматривает ограничения по экологическим параметрам — уровню шумового, электромагнитного воздействий и концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе (запрещается планировать жилые, социальные объекты).
При разработке проекта застройки аэропорта необходимо учитывать все перечисленные ограничения. Уровень шума — только один из критериев, по которому требуется согласование. С необходимостью учета критериев по каждой зоне мы столкнулись недавно в ходе разработки генплана города Сургута, когда работали с документацией об установлении приаэродромной территории аэропорта Сургут.
На практике во многих случаях требования к семи зонам не учитываются. Подтверждением этого служит недавний инцидент в международном аэропорту Жуковский, когда самолет не смог вылететь из-за попадания в двигатель птиц.
Конфликты между владельцами земельных участков и администрацией аэропортов связаны в первую очередь с проблемами в правоприменительной практике, в исполнении процедур приведения сложившейся застройки в соответствие с градостроительными регламентами и ограничениями. В ряде случаев объекты, нарушающие эти регламенты, подлежат ликвидации или перемещению, но как регулируются вопросы возмещения финансовых убытков правообладателям? В данном вопросе важно разработать дополнительные нормативные акты по самой процедуре.
Что касается методики оценки уровня шумового воздействия, оценивать ли уровень шума по некоторому среднему за сутки значению или по максимальным значениям — это вопрос, скорее, к специалистам-экологам. По моему мнению, с точки зрения потенциального жителя, оказавшегося в зоне шумового воздействия, следует ограничивать как максимальный уровень шума, так и среднее значение, поскольку не только оглушительный рев садящихся самолетов, но и относительно негромкий, но почти непрерывный гул от потока машин могут сделать жизнь крайне некомфортной.