Как решить транспортную проблему самого большого полуострова Москвы
Извилистое русло Москвы-реки образует в столице несколько полуостровных районов. Нередко они частично изолированы от городских транспортных сетей, что создает проблемы их жителям — протяженные объездные «крюки» и «бутылочное горлышко» безальтернативной дороги в центр. Но в скором времени эти преграды будут устранены. Как? Показываем на примере района Марьино.
Район Марьино и соседний микрорайон Курьяново занимают территорию полуострова в нижнем течении Москвы-реки. Значительная часть этой территории отделена рекой от транспортной системы «континентальной» Москвы. Сюда дотянулась одна ветка метрополитена, в центр ведут две небольшие улицы (Шоссейная и Люблинская), а единственный мост соединяет локацию только с более удаленным от центра районом Братеево. При этом в Марьино живут 254 тыс. человек — население небольшого областного центра в России.
Чтобы предотвратить развитие транспортных проблем, в скором времени сразу несколько проектов автомагистралей и наземного метро вернут Марьинский полуостров в родную гавань московской транспортной системы. Вот главные из них.
Хорды и рокады
Первая проблема полуострова — отсутствие альтернативных маршрутов, ведущих в центр. Если локация не обеспечена мостами в соседние районы, то выехать можно по одной-двум дорогам, которые в час пик встают. Проблема решается строительством новых магистралей, а также наведением мостов к соседям.
Марьино свяжут с «континентальной» Москвой сразу две новые скоростные дороги: Юго-Восточная хорда (ЮВХ) и Южная рокада. ЮВХ поможет марьинцам в два раза быстрее добраться до большинства районов ЮВАО (Нижегородский, Рязанский, Текстильщики) и двух ключевых вылетных магистралей юго-востока — Рязанского и Волгоградского проспектов. На южном направлении станут ближе Царицыно, Чертаново, Бутово и путь на юг России. Вместе с ЮВХ в Марьино построят новый автомобильный мост через Москву-реку длиной 1,1 км с тремя полосами движения от Шоссейной (Марьино) до Каспийской (Москворечье-Сабурово) улиц. Мост поможет жителям западной части района быстрее добраться до Каширского шоссе, Коломенского и Царицынского заповедников, нового парка развлечений «Остров Мечты». Строительство ЮВХ начнется в конце 2019 года, а между тем другая важная магистраль — Южная рокада — уже в основном построена.
Упомянутый мост как раз станет связующим звеном Южной рокады, которая пройдет через юг, юго-запад и запад Москвы. Первый участок от Рублевского шоссе до Балаклавского проспекта уже построен, на очереди участок до Марьино. По Южной рокаде марьинцы смогут в два-три раза быстрее добираться до важнейших столичных проспектов и шоссе — Каширского, Варшавского, Ленинского, Вернадского, Мичуринского, Кутузовского. Ближе станут парк им. Горького и Нескучный сад, МГУ и другие крупные вузы юго-запада, парк Победы и Москва-Сити.
Итак, жизнь автомобилистов на марьинском полуострове станет определенно легче, чем сейчас, а какие изменения ждут пассажиров общественного транспорта?
Центральные диаметры
Жители Марьино станут одними из первых в Москве испытателей нового формата городского транспорта — линий наземного метро, которые будут пересекать столицу в нескольких направлениях. Они получили название Московские центральные диаметры (МЦД). Первые два из пяти МЦД будут запущены на рубеже 2019–2020 годов, и жителям Марьино повезло — МЦД-2, связывающий через центр Москвы Курское и Рижское направления, пройдет через их район.
Причем линия МЦД будет проложена на основе действующей железной дороги в западной части округа — как раз там, где жители испытывают недостаток скоростного транспорта, ведь две марьинские станции метро — «Марьино» и «Братиславская» — находятся на востоке округа. Всего на МЦД-2 будет 38 станций, и две из них — «Курьяново» и «Перерва» — запланированы в Марьино. С МЦД-2 можно будет пересесть бесплатно на МЦК, Большую и Малую кольцевые линии московского метро. От станции «Перерва» добраться до центра (скажем, до «Театральной») можно будет за 35 минут, а до «Таганской» — за 18 минут. Дорога до делового квартала Москва-Сити займет всего 34 минуты вместо текущих (от станции «Марьино») 47 минут. Проезд в пределах МКАД обойдется в те же 38 руб., которые сейчас платят за поездки на всех видах московского транспорта. Работать наземное метро будет с 5:30 утра до 1 часа ночи, а интервал поездов в час пик составит пять-шесть минут. В общем, все вводные такие же, как и у любимого метрополитена. Впрочем, появится в Марьино и более экзотичный вид транспорта.
Речной транспорт
Совсем скоро Москва-река превратится из преграды в одно из связующих звеньев транспортной системы Марьинского полуострова. Власти Москвы возродят регулярные маршруты речного общественного транспорта, которые были закрыты в 2005 году. Первый маршрут от Нижних Мневников до Киевского вокзала власти планируют запустить в 2021 году. В будущем планируется открыть другие маршруты, в том числе от Капотни до Коломенского, который будет пролегать у берегов Марьино. А между тем здесь, в парке 850-летия Москвы, есть речной причал. По планам властей, интервал речного сообщения составит пять-шесть минут, а стоимость — как и в других видах транспорта.
Таким образом, в ближайшие два-три года транспортная доступность Марьино и соседнего микрорайона Курьяново принципиально улучшится благодаря трем элементам: наземному метро, новым магистралям и речному транспорту. По-видимому, следующим полуостровом, где будет отработана такая стратегия, должна стать бывшая промзона ЗИЛ, которая сейчас во многом отрезана рекой от «большой» Москвы.