«Мы начинаем формировать лобби малоэтажного строительства»
Вчера на утверждение правительства была внесена программа поддержки развития индивидуального жилого строительства, на которую Минстрой России предлагает выделить до 2024 года почти 138 млрд руб.
Поговорили о перспективах программы с одним из активных лоббистов загородного строительства, принимавших активное участие в выработке предложений от участников рынка малоэтажного строительства при разработке программы, — председателем совета директоров KASKAD Family Валерием Мищенко.
— Проблема включения рынка малоэтажного строительства, который сейчас почти полностью живет в серой зоне, существует давно. Почему именно сейчас она стала такой актуальной?
— Перед отраслью стоят весьма серьезные планы — фактически необходимо увеличить объемы строительства жилья до 2024 года с 80 млн до 120 млн кв. м. Только за счет стройки городского многоэтажного жилья такая задачка не решается, ведь порядка 40% строительной активности в стране формирует строительство так называемым хозяйственным методом — через частный подряд или даже самострой.
— Но это не от хорошей жизни — у людей, во-первых, просто нет денег покупать дома, построенные в коттеджных поселках. А во-вторых, и сам рынок не балует широким выбором предложения. Откуда уверенность, что покупатели готовы сформировать спрос на цивилизованные форматы девелопмента ИЖС?
— Это неизбежно, к счастью или сожалению. Специфика загородного девелопмента такова, что он в высокой степени зависим от инфраструктуры и сетей. Организованное загородное строительство, как правило, ведется в местах, удаленных от коммерческой и, самое главное, социальной инфраструктуры. Иными словами, скорость строительства индивидуальных домов не становится в голом поле конкурентным преимуществом до тех пор, пока не построены школы и детские сады, не создана минимально необходимая инфраструктура для нормальной жизни. В текущем моменте девелоперы несут на себе полностью все расходы: от покупки земли и прокладки дорог до подведения коммуникаций, создания инфраструктуры поселков, самого строительства домов.
— Но это все закладывается в стоимость домов, это же не благотворительная акция.
— Поэтому, во-первых, итоговый ценник оказывается неожиданным для покупателя, сравнивающего цену на дома, которые он видит, например, с ценами на дома в СНТ или в объявлениях в интернете, где в рекламе обещают «дом за миллион» или «строим за 10 тыс. руб. метр». Дом — это только начало, а как обеспечить его сетями, как добираться до участка, куда ходить в школу или магазин — на эти вопросы обязательно надо отвечать при комплексном освоении территории. Конечно, речь идет о малоэтажных форматах для постоянного круглогодичного проживания. И тут два варианта: или государство поможет опережающими темпами создать инфраструктуру, которая станет точкой притяжения и позволит быстро вводить в эксплуатацию дома, сразу отвечая на все потребности будущих жителей, или малоэтажный девелопер, как сегодня, будет создавать все своими силами и строить эту инфраструктуру ближе к окончанию проекта, что сильно снижает ликвидность продукта и вызывает напряжение у покупателей из-за сроков ввода в эксплуатацию инфраструктуры. И это только мы один из вопросов затронули — социалку. А еще есть ипотека, коммуникации, дороги и так далее.
— Предлагаете заместить самострой своими дорогими поселками?
— Я думаю, что уже давно пора подключить к решению этой проблемы мощь государственного аппарата, в конце концов речь идет о решении большой и именно государственной задачи — обеспечения людей качественным и доступным жильем в кратчайшие сроки. Потому что сами девелоперы не имеют ни средств, ни возможностей в одиночку решать вопросы комплексного освоения таких проектов. Тем более что они разобщены и у них нет такого сплоченного лобби, как у коллег на рынке городских многоэтажных домов.
— И тем ни менее вам удалось объединиться для подготовки своих предложений в программу Минстроя?
— Да, к сожалению, все ранее существовавшие объединения игроков малоэтажного строительства по разным причинам не выдерживали проверку временем. Но сейчас у нас есть общая повестка и мы объединяемся под эгидой НАМИКС (Национальное агентство малоэтажного и коттеджного строительства).
— Деятельность агентства была фактически приостановлена около двух дет назад, не так ли? С чем связана ее возобновление?
— Как видите, это произошло своевременно, потому что Минстрою для реализации программы потребуется помощь экспертного сообщества, которое как раз и формируется сейчас игроками рынка, девелоперскими структурами, домостроительными заводами, подрядными и проектными организациями. В ближайшее время мы озвучим подробности о перезапуске НАМИКС, сделали бы это уже сейчас, однако жизнь вносит коррективы, в связи со всеобщим карантином приходится пересматривать планы и сроки.
— С какими задачами будет производиться перезапуск НАМИКС?
— Уже упоминал о важности формирования экспертизы для помощи Минстрою, банковским структурам в формировании правильной тактики развития ИЖС, проработки задач со стандартизацией и повышением качества строительства, механизмов льготного кредитования ИЖС. Это первая задача. Вторая — то, что раньше называлось «поддержанием чистоты рядов», — обучение самих участников рынка, обмен опытом, поддержка инноваций. Ну и третья задача, в решении которой мы очень надеемся на помощь в том числе и СМИ, — взаимодействие с потенциальными покупателями загородных домов, помощь в выборе надежных подрядчиков, популяризация интересных и успешных проектов.
— Означает ли это, что вы ожидаете активного обращения к вам Министерства строительства при реализации программы?
— Мы начинаем формировать лобби малоэтажного строительства и уже активно взаимодействуем с Минстроем России. Надеюсь, наша экспертиза и опыт окажутся полезными и ко всеобщей пользе мы скоро увидим в России примеры качественных, красивых малоэтажных поселков, в которых людям будет удобно и приятно жить и которыми мы как девелоперы сможем гордиться.
— Как сейчас действовать игрокам рынка по отношению к программе? Можно ли экспертам дополнять и корректировать ее до рассмотрения правительством?
— Да, это оперативная и важная задача. Сейчас проводятся общественные обсуждения в отношении текста проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза. Свои предложения можно направить на федеральный портал проектов нормативных правовых актов.