В ожидании перемен: как заработать на рынке коммерческой недвижимости
«Стабильность — самое страшное время для агентов коммерческой недвижимости: никто ничего не покупает, все сидят по местам, а мы сидим без денег», — смеется заместитель генерального директора агентства «Апекс Недвижимость» Владимир Молчанов. До 2002 года он работал в отделе коммерческой недвижимости одной из крупных риелторских компаний. Когда собственники решили реструктуризовать бизнес, Молчанов и его коллеги покинули компанию и объединились в небольшое агентство. Используя накопленный опыт и базу потенциальных клиентов, продолжили то, что умели лучше всего: находить покупателей и арендаторов для собственников коммерческой недвижимости в Москве и Подмосковье.
В России работать с коммерческой недвижимостью традиционно сложнее и рискованнее, чем с жилой. «70–80% складов, торговых и офисных центров были приватизированы еще в 1990-е годы, и документы на них составлялись «на коленках». В большинстве случаев приходится месяцами перелопачивать миллион бумаг (к чему готовы единичные покупатели), а порой на сделку просто невозможно выйти», — признается Молчанов. В этих условиях агентству приходится бороться буквально за каждого клиента и расширять возможности по привлечению более широкой аудитории.
Сегодня все более или менее крупные агентства недвижимости используют четыре основных инструмента для поиска клиентов: собственный сайт и наработанную клиентскую базу, таргетированную и контекстную рекламу, а также онлайн-агрегаторы. Последний механизм продвижения сейчас выходит на первый план за счет большого охвата и относительной доступности размещения.
«При этом площадки имеют свои особенности, и работать с ними нужно по-разному. Например, в начале 2010-х годов в нашем объеме сделок доля этой площадки не превышала 10%. Однако всего за пару лет ситуация изменилась. В прошлом году они перестроили раздел коммерческой недвижимости, стали его усиленно рекламировать. Контент Авито Недвижимости быстро нарастился, трафик пошел вверх — и число сделок с Авито у нас заметно выросло»», — говорит Молчанов.
Важнейшим фактором эффективной работы агрегаторов риелторы чаще всего называют качественную модерацию. В Авито Недвижимости каждый клиент получает своего персонального менеджера, который следит за актуальностью объявлений и ведет статистику/анализ звонков по каждому из них. В «АН Апекс Недвижимость» оценили такой индивидуальный подход к клиентам: количество объявлений, которые агентство выгружает на Авито Недвижимость, сейчас втрое выше, чем на других агрегаторах. А бюджет на их размещение на 30% ниже, чем на конкурирующих площадках.
Впрочем, компания ищет альтернативные пути привлечения клиентов, чтобы «не садиться на иглу агрегаторов». Сейчас «АН Апекс Недвижимость» делает ставку на таргетированную и контекстную рекламу, продвижение собственного сайта. «Если появляется хорошее помещение, делаем рассылку и оповещаем всех своих клиентов о новом предложении. Иногда это срабатывает. Иногда эффективным оказывается что-то другое. Главное — не останавливаться и постоянно пробовать что-то новое. Хотя по объему заключенных сделок с агрегаторами пока мало что сравнится», — говорит Молчанов.
Сейчас, в разгар эпидемии коронавируса, в «Апексе» готовятся к «непростым временам»: после резкого падения покупательского спроса многие собственники будут вынуждены спешно распродавать активы, чтобы рассчитываться по кредитам и платить за эксплуатационные расходы. Одновременно закроется множество офлайн-магазинов, которые не справятся с налоговой нагрузкой и оттоком покупателей. Есть и другие обстоятельства, не связанные с текущей ситуацией, но также влияющие на рынок. По наблюдениям агентства, еще в прошлом году стрит-ретейл стал активно уходить в небольшие площади 100–200 кв. м, а крупные сети сворачиваться в более мелкие форматы. Отчасти это связано с бурным развитием онлайн-торговли: она постепенно выживает тех, кто работает «на земле». Сложнее становится выживать районным торговым центрам, где нет большого трафика, но арендные ставки продолжают расти.
«Тем не менее для нас это, скорее, время возможностей: люди переезжают из больших площадей в меньшие, оптимизируют затраты на аренду, а мы помогаем им делать это максимально выгодно», — улыбается Владимир Молчанов. Сейчас оборот «Апекса» — около 40 млн руб. в год, ежегодно компания заключает около 500 сделок с коммерческой недвижимостью в Московском регионе. Программа-минимум на 2020 год — остаться на том же уровне.