Заводы, дороги, мосты и жилье: сколько строили в СССР во время войны
В годы Великой Отечественной войны в СССР ни на день не прекращалось гражданское и инфраструктурное строительство. Накануне 75-летия Победы в Минстрое России назвали основные цифры и факты о строительстве в 1941–1945 годах.
Речь идет о тысячах заводов, тысячах километров дорог и миллионах квадратных метров жилья. Подробности — в фотогалерее.
Накануне войны в 1940 году в стройке по всей стране было задействовано около 1,9 млн человек, еще 1,5 млн человек работало в сфере ЖКХ и бытового обслуживания. В 1938–1940 годах в СССР было построено 5,3 тыс. школ, больниц и поликлиник на 28, 7 тыс. коек, детских садов и яслей на 98 тыс. и 138 тыс. мест соответственно. С 1938 года по первое полугодие 1941-го в стране ввели 42 млн кв. м жилья (госпредприятиями и местными властями — 34,4 млн кв. м, городским населением за свой счет — 7,6 млн кв. м).
В годы войны основной задачей всего строительного комплекса СССР стали сооружение новых и реконструкция существующих производственных зданий на востоке страны. В 1941–1945 годах в СССР возвели 3,5 тыс. заводов. Широко было развернуто строительство металлургических заводов, электростанций, угольных шахт и заводов военной промышленности.
Были построены: металлургический и трубопрокатный заводы в Челябинске, завод «Амурсталь», Узбекский и Казахский металлургические заводы, Актюбинский завод ферросплавов, Норильский горнометаллургический комбинат, Куйбышевский нефтеперерабатывающий завод, Сызранский завод тяжелого машиностроения, Южно-Уральский машиностроительный завод, Орский завод строительных машин, Уральский и Ульяновский автомобильные заводы, Алтайский и Владимирский тракторные заводы и т.д.
Война нанесла транспортной инфраструктуре СССР огромный ущерб. Было разрушено 65 тыс. км железнодорожных путей, взорвано 13 тыс. мостов общей протяженностью около 300 км, полностью или частично разрушено 4,1 тыс. железнодорожных станций. В период 1941–1945 годов строители ввели 9 тыс. км новых железнодорожных путей и восстановили около 63 тыс. км железнодорожных линий.
В годы войны не прекращалось строительство Московского метрополитена, третья очередь которого была сдана в эксплуатацию в 1943 году. После нападения фашистской Германии на СССР строительство метрополитена в Москве было временно приостановлено, однако работы возобновилось уже в декабре 1941 года. В январе 1943-го введен в эксплуатацию участок длиной в 6,5 км от «Площади Свердлова» (сейчас — «Театральная») до «Завода имени Сталина» (сейчас — «Автозаводская»), а в 1944-м открылось движение на линии от Курского вокзала до Измайловского парка. Тогда открыли станции «Новокузнецкая», «Павелецкая» и «Электрозаводская». В те годы штат Метростроя более чем на 70% состоял из женщин.
В 1941–1945 годах в СССР построили или восстановили 8,4 тыс. школ, больниц и поликлиник на 23,5 тыс. коек, детсадов и яслей на 34,5 тыс. и 22,3 тыс. мест соответственно.
Со второго полугодия 1941-го и до конца 1945-го в СССР было построено и введено в эксплуатацию 102,5 млн кв. м жилья (60,8 млн кв. м — в РСФСР). Во втором полугодии 1941 года возвели 7,7 млн кв. м жилья, в 1942-м — 5,8 млн кв. м, в 1943-м — 10,5 млн кв. м, в 1944-м — 15,7 млн кв. м, в 1945-м — 15,0 млн кв. м. Работы велись государственными и кооперативными предприятиями и организациями, колхозами, колхозниками и сельской интеллигенцией, рабочими и служащими.
В 1945 году в СССР в сфере строительства было занято 1,8 млн человек, в сфере ЖКХ и бытового обслуживания населения — более 1 млн человек.