8 самых необычных памятников планеты
Мир полон загадочных, причудливых и футуристических монументов, которые не вписываются в традиционные представления о том, как должны выглядеть памятники. Иногда идеи скульпторов бывают настолько креативными, что их воплощения становятся главными достопримечательностями и символами целых городов. Так, путешествуя по Швейцарской ривьере, можно наткнуться на гигантскую вилку, торчащую из озера. А в пригороде Парижа — набрести на 18-тонный бронзовый палец. «РБК-Недвижимость» рассказывает об этих и других странных памятниках, которые впечатлят даже искушенного туриста.
Столовая вилка, Швейцария
В Женевском озере рядом с живописным городком Веве стоит восьмиметровая столовая вилка из нержавеющей стали. За свои размеры в 2014 году она даже попала в Книгу рекордов Гиннесса. Незаурядный монумент под названием La Fourchette был заказан скульптору Жан-Пьеру Зауггу к десятилетию Музея питания Alimentarium в 1996 году. Правда, вскоре его демонтировали. Власти Веве не разрешили сделать столовый прибор частью постоянной экспозиции по эстетическим соображениям. Его восстановили на прежнем месте лишь спустя десять лет — во многом благодаря подписанию петиции. Местные жители и туристы настояли, чтобы его вернули. По словам сотрудников музея, эта вилка помогает лучше «распробовать» восхитительные пейзажи Женевского озера.
Большой палец, Франция
Туристы, которые окажутся в деловом районе Ла-Дефанс в пригороде Парижа, обязательно обратят внимание на работу Сезара Бальдаччини. Речь идет о 12-метровой бронзовой копии большого пальца авангардиста. Вес скульптуры — 18 тонн. А ее смысл очень прост: это международный жест, символизирующий, что все хорошо. Необычный монумент, вырастающий прямо из-под земли рядом с торговым центром CNIT, был установлен в 1994 году. Он настолько вжился в облик Ла-Дефанс, что сегодня район уже невозможно представить без гигантского пальца Бальдаччини. Кстати, это не единственная подобная работа скульптора. Точные копии монумента находятся в Сеуле и Марселе, но они сильно уступают размерам пальца в Ла-Дефанс.
Акула на крыше, Англия
Смысл этой скульптуры намного больше, чем может показаться на первый взгляд. Акула из стекловолокна, угодившая головой в крышу старого дома на Нью-Хай-стрит в пригороде Оксфорда, посвящена жертвам атомной бомбардировки Нагасаки. Оригинальный памятник установили в 1986 году. В то время особняком владел радиоведущий и писатель Билл Гейне. Именно у него возникла идея создать монумент, который бы выражал отчаяние, гнев и чувство бессилия. Проект подготовил скульптор Джон Бакли, друг Гейне. А уже через три месяца, как раз на 41-ю годовщину трагедии, памятник появился на крыше. Вот только понравилась акула далеко не всем соседям журналиста — долгие годы шли споры о ее ликвидации. Тем не менее скульптура все еще на месте.
Висящий человек, Чехия
Чешский скульптор Давид Черны прославился своими специфическими провокационными работами. Одна из таких — памятник Зигмунду Фрейду, созданный в 1996 году. Фигура знаменитого психолога висит, «ухватившись» одной рукой за крышу дома на Гусовой улице. Прогуливаясь по вечерней Праге, путешественники нередко принимают его за висельника-самоубийцу. А в 2007 году на выставке в Чикаго, где был представлен «Висящий человек», творение Давида Черны не на шутку встревожило пожарных и полицейских. Сотрудники экстренных служб получили десятки звонков от неравнодушных прохожих. Кстати, некоторые чехи видят в этом памятнике политический подтекст — они убеждены, что скульптор изобразил не Зигмунда Фрейда, а Владимира Ленина.
Памятник бюрократу, Исландия
«Неизвестный бюрократ» художника Магнуса Томассона, пожалуй, самая выразительная и провокационная скульптура в Рейкьявике. Она изображает человека в помятом деловом костюме, который несет портфель и направляется к ратуше. Только вместо головы и плеч у него массивная базальтовая плита. Одни предполагают, что это острая сатира на бюрократизм. По мнению других, так художник хотел выразить уважение к труду рядовых чиновников, от которых во многом зависит жизнь простых людей. Изначально «Неизвестный бюрократ» находился позади отеля Borg by Keahotels, но в 2012 году его решили перенести поближе к зданию мэрии. Сегодня уменьшенные копии этого неоднозначного изваяния пользуются особой популярностью у местных жителей и туристов.
Колонны с секретом, Южная Африка
В 2012 году в небольшом южноафриканском городке Ховик появилась странная конструкция из 50 стальных прутьев. На первый взгляд, она не несет в себе никакого смысла. Однако под определенным углом внимательный турист разглядит профиль лауреата Нобелевской премии мира и первого чернокожего президента ЮАР Нельсона Манделы. Автор памятника — Марко Чианфанелли. По словам скульптора, стальные колонны олицетворяют тюремную решетку, за которой политик провел долгие 27 лет заключения. Во всем мире Нельсон Мандела известен как борец за права человека, ставший примером мужества, сострадания и самопожертвования для многих соотечественников. Мемориал установили к 50-летию его ареста сторонниками режима апартеида.
Обручальные кольца, Канада
На берегу Английского залива в Ванкувере можно увидеть одну из самых романтических и оригинальных скульптур. Это два обручальных кольца в стиле поп-арт, выполненные из стекла, алюминия и стали. Вместо дорогих камней их украшают два компактных домика-фонаря, которые закреплены на вершине конструкции. С наступлением темноты они зажигаются и эффектно освещают территорию вокруг памятника. Со стороны кажется, что конструкция вот-вот упадет. Добиться подобного эффекта архитектору Деннису Оппенгейму помог точный расчет — он расположил кольца под наклоном друг от друга. На самом же деле они надежно закреплены у основания. Таким способом автор хотел донести мысль: чтобы сохранять баланс, над отношениями необходимо работать.
Человек-невидимка, Россия
В России тоже есть много причудливых монументов. Один из таких находится в Екатеринбурге, на территории библиотеки имени В. Г. Белинского. Это первый в мире памятник человеку-невидимке. Он посвящен герою одноименной новеллы Герберта Уэллса. Скульптура состоит из небольшой бронзовой плиты, гравюры и двух отпечатков босых ступней. Авторы проекта — писатель Евгений Касимов и художник Александр Шабуров. По их утверждению, у этого мемориала есть дополнительный смысл: он символизирует одиночество человека и недостаток реального общения в современном мире. Каждый создатель захотел оставить свой отпечаток на плите, из-за чего следы получились несимметричными. Зато идею смогли воплотить в рекордный срок: на создание памятника ушла неделя.