Парковки Москвы: сколько стоят машино-места в новых домах
Наземные парковки в московских дворах вне зависимости от сегмента жилого комплекса часто переполнены, а на улицах даже отдаленных районов появляются платные. Москвичам приходится искать места в соседних дворах, иногда даже возникают парковочные войны из-за нехватки машино-мест. Концепция «Двор без машин» все чаще вынуждает покупателей вместе с квартирой в новостройке покупать и место в подземном паркинге.
Рассказываем, сколько сегодня стоят машино-места в новых домах Москвы и почему они не пользуются высоким спросом, несмотря на проблемы с парковкой во дворах.
Одно машино-место на одну квартиру
Часть мест для машин размещается на плоскостных парковках у дома, другая — в подземных паркингах или отдельно стоящих многоуровневых гаражах. Земля в столице дорогая, и чтобы получить максимальную доходность из пятна застройки и соблюсти столичные нормативы, застройщики вынуждены строить подземные парковки. Обычно чем выше класс дома, тем лучше обеспеченность машино-местами. Для дорогого сегмента наличие парковки обязательно и должно обеспечивать всех жильцов, а иногда и членов семьи машино-местами, желательно в подземном паркинге.
Согласно столичным нормативам (.pdf), обеспеченность жилых комплексов парковками составляет в среднем одно машино-место на 80 кв. м для жилой и коммерческой застройки, или с парковочным коэффициентом 0,7–1,1%. Это довольно высокие показатели, однако в семье может быть не одна машина, а девелоперы нередко отступают от нормативов. Часто при строительстве жилого комплекса комфорт-класса на 300 квартир предусматривают 150 парковок, что сегодня не соответствует потребностям жителей.
На практике в массовом сегменте и бизнес-классе коэффициент установился на уровне 0,5–1, отмечает управляющий партнер компании «Метриум» Мария Литинецкая. По оценке «Инком-Недвижимости», в бизнес-классе машино-местами обычно обеспечиваются 70–80% квартир, в комфорт-классе — 50–60%. Что касается ЖК экономкласса, то для них более характерны наземные парковки на придомовой территории.
За последний год распространенность подземных парковок в столичных новостройках сократилась. Если в 2019 году подземный паркинг, по данным «Инком-Недвижимости», имели 27% новостроек массового сегмента, то сейчас он присутствует в 20% из них. В бизнес-классе этот показатель снизился с 73% до 70%. Только в элитных новостройках паркинг есть в 100% случаев.
Сколько стоит машино-место
Строительство подземных паркингов дорого обходится девелоперам. Средняя стоимость места на подземной стоянке в столичных новостройках комфорт-класса сегодня составляет около 1,5 млн руб., но может колебаться от 1 млн до 2 млн руб. В сегменте бизнес цена начинается от 1,7 млн руб. и может достигать 2,5 млн руб., а в элитных проектах обойдется в 5 млн руб., подсчитали аналитики компании «Метриум».
При реализации машино-мест в новостройках застройщики сталкиваются с несколькими проблемами, отмечает Мария Литинецкая. «Во-первых, стоимость строительства подземных паркингов велика, и девелоперы вынуждены устанавливать цену, которая оказывается слишком высокой для покупателей. Во-вторых, реальный спрос в избытке покрывают потребности жильцов, а нераспроданные остатки становятся балластом для застройщика», — поясняет эксперт.
Спрос на подземные паркинги
По итогам первого квартала существенных изменений в спросе на машино-места в Москве не произошло, и их доля в общем объеме продаж по договорам долевого участия (ДДУ) остается стабильной — 17–20%. В первом квартале 2020 года доля составила 18% среди общего числа зарегистрированных ДДУ, подсчитали специалиста аналитической платформы bnMAP.pro.
В 2019 году в Москве, по данным «Метриума», было реализовано порядка 11,1 тыс. машино-мест в новостройках, что составляет 20% от всех проданных квартир и апартаментов. В 2018 году эти показатели равнялись 12,2 тыс. ДДУ и 22%, в 2017-м — 8,9 тыс. и 24%. Таким образом, в 2019 году спрос на машино-места сократился на 10% относительно предыдущего года, но вырос на 25% по сравнению с 2017-м.
За два с половиной месяца самоизоляции (с конца марта) спрос на паркинг упал симметрично жилью — в среднем на 30–40%, отмечает директор по продажам девелоперской группы «Инград» Константин Тюленев. Тем не менее в целом последние годы, по его оценке, спрос на парковочные места в проектах бизнес-класса сохраняется на достаточно высоком уровне и растет на 15% в год. Речь идет как о проектах, близких к центру столицы, в целом в пределах МКАД, так и в Московской области.
В массовом сегменте в Москве только 30% покупателей с автомобилями, по оценке «Инком-Недвижимости», предпочитают иметь машино-место в собственности, что на треть меньше, чем годом ранее. Остальные выбирают либо аренду (60%), либо парковку на улице (10%). Аналитики объясняют это в первую очередь дороговизной подземного паркинга. Если учесть, что арендная ставка в паркинге комфорт-класса начинается от 5 тыс. руб., то за 1 млн руб. можно снимать его на протяжении более 16,5 года, приводят пример в «Инком-Недвижимости».
В массовом сегменте и бизнес-классе нередко раскупается лишь 30–50% машино-мест, и застройщики остаются с гигантским нераспроданным паркингом после окончания реализации квартир, отмечает Литинецкая. «Несмотря на то что машино-места обычно продаются по себестоимости или даже дешевле, они часто остаются невостребованными. Проще говоря, клиент, купивший квартиру за 8–10 млн руб., не готов отдать еще 1–2 млн руб. за паркинг», — поясняет Литинецкая.
Во многом спрос на этот продукт зависит от локации и класса дома, от того, как человек ориентирован на эту покупку, есть ли у него свободные средства. «Примеры застройки Павшинской поймы, Путилково, Балашихи показывают, что даже очень тяжелая ситуация с парковками вокруг домов не стимулирует в должной мере людей покупать машино-места. По факту продажа парковок в масштабном ЖК становится проблемой для девелопера: строить их необходимо, а стратегия рыночной реализации может претерпевать изменения. Даже аренда машино-мест не всегда становится успешной, так как востребованность такого продукта, как парковки, неочевидна», — считает директор аналитической платформы bnMAP.pro Сергей Лобжанидзе.