Без ажиотажа, но с очередями: как прошла первая неделя работы ТЦ
В Москве 1 июня после двух месяцев карантина открылись торговые центры. По данным столичной мэрии, всего заработало около 47 тыс. предприятий торговли непродовольственными товарами. К работе в ограниченном режиме приступили магазины одежды, обуви, косметики, спортивного снаряжения, товаров для дома, бытовой техники, сервисы по ремонту электроники и книжные магазины.
Выяснили у представителей торговых центров, как прошла первая неделя работы после двухмесячного перерыва, наблюдался ли посткарантинный ажиотаж и что чаще всего покупали люди.
Продажи и посещаемость пока ниже докарантинных
Открытие торговых центров стало долгожданным событием для бизнеса и самих москвичей. В первую неделю после снятия режима ограничений москвичи удвоили траты в торговых центрах. По данным ВТБ, количество покупок москвичей сейчас на 53% выше, чем до режима самоизоляции.
Однако пока товарооборот серьезно уступает показателям периода до пандемии. По данным Watcom, посещаемость в московских торговых центрах в будни находится на уровне 45–50% от показателей прошлого года, в выходные увеличивается до 55–60%. К примеру, в ТЦ МЕГА трафик составляет уже 80%, в ЦУМе — 63%, в ГУМе — пока 15%.
Открытие торговых центров прошло в спокойном режиме — без очередей и ажиотажного спроса. Об этом «РБК-Недвижимости» рассказали представители ТЦ и торговых сетей.
В «Леруа Мерлен» заявили, что «особенного ажиотажа пока не наблюдают». «С открытием магазинов 1 июня трафик увеличился вдвое, но докризисных цифр еще не достиг. Товарооборот также немного вырос, но пока серьезно отстает от целевых показателей и по сравнению с прошлым годом», — рассказали в пресс-службе «Леруа Мерлен». В первую неделю июня выросли продажи товаров в категориях «Декор», «Свет». «Хранение», «Сад» и «Кухни».
В ТЦ Columbus и «Саларис» количество посетителей в первые дни открытия составило около 50%, в выходные приблизилось к 70% от докарантинных показателей. «Мягкий запуск» позволяет избежать ажиотажа и обеспечить выполнение всех требований безопасности для посетителей. Сам визит в ТРЦ стал более целевым», — отметил управляющий директор торговых центров Mall Management Group (входят Columbus и «Саларис») Сергей Вадяев.
В ТРЦ «РИО» показатели пока тоже не превысили докризисные. «В разных торговых центрах ситуация с посещением разная, к примеру трафик посетителей в ТРЦ «РИО» на Дмитровском шоссе снизился на 23% за аналогичный период прошлого года. Торговые сети также отмечают снижение объема выручек по сравнению с этим же периодом прошлого года независимо от сектора рынка», — заявили в пресс-службе группы компаниий«Ташир», куда входят ТРЦ «РИО».
Большой популярностью пользовались товары для дачи и огорода, что логично, так как многие люди самоизолировались за городом и откладывали необходимые покупки до момента открытия комплексов, добавили в пресс-службе.
Аналогичная ситуация наблюдалась в ТЦ МЕГА. «За первую неделю работы после открытия магазинов посещаемость в «МЕГА Теплый Стан» составила 80% от показателей прошлого года», — рассказали в пресс-службе Ingka Centres в России (входят МЕГА и ИКЕА).
В магазинах ИКЕА трафик был выше — около 90% от обычных показателей до карантина. «По итогам первого дня работы мы проанализировали и быстро перестроили ряд внутренних процессов, что позволило увеличить оборачиваемость потока людей в магазинах, повысить оперативность обслуживания — таким образом, начиная со второго дня работы перед магазинами уже практически не было очередей», — рассказали в пресс-службе ИКЕА.
Самыми продаваемыми товарами в первую неделю открытия ИКЕА стали кухни — их продажи выросли в 5,5 раз по сравнению с периодом самоизоляции. В 4 раза возросли продажи кроватей и матрасов, диванов — примерно в 4 раза, офисной мебели — в 3 раза.
«На данный момент трафик существенно отличается от показателей периода январь—февраль 2020 года, а также — от статистики, полученной нами в июне прошлого года. После продолжительного периода самоизоляции людям необходимо постепенно возвращаться и привыкать к привычному ритму жизни», — рассказала директор департамента коммерческого управления «Центрального детского магазина на Лубянке»Светлана Мазур.
По ее словам, популярностью у юных москвичей после долгого карантина пользуются игрушки. Родители выбирают летнюю одежду и обувь для детей, а также за инвентарь для уличного досуга — скейтбордами, самокатами, роликами.
Посещаемость ТРЦ «Европейский» в первую неделю ежедневно росла. «Объективными причинами сдержанного роста, которые необходимо учитывать, пока являются ограничение на передвижение по Москве и действующий пропускной режим. В то же время повысился процент результативных посещений. Посетители приезжают за конкретными покупками, а не просто погулять», — рассказали в пресс-службе «Киевской площади».
Новые форматы
После снятия ограничительных мер магазинам пришлось перестроить работу. Например, группа «М.Видео-Эльдорадо» открыла в Москве порядка 115 розничных магазинов в новом формате. Теперь весь процесс покупки проходит в смартфоне покупателя. Информацию о товарах можно получить через QR-код на ценнике или через онлайн-каталог на больших экранах. Оплатить товар предлагается по ссылке или через мобильное приложение без обращения на кассу. Оформить кредит также возможно без личного контакта с персоналом, рассказали в пресс-службе группы «М.Видео-Эльдорадо»:
«В целом в первую неделю июня мы наблюдаем рост трафика. Востребованными остаются смартфоны, ноутбуки, наушники, товары для красоты и ухода за собой, крупная и мелкая бытовая техника, в основном для кухни, товары для гейминга, встраиваемая техника», — добавили в компании.
На прошлой неделе в Москве открылся первый в России мебельный магазин датского конкурента ИКЕА — компании JYSK. Одновременно с этим заработал интернет-магазин датской сети. Ретейлер планировал выйти на российский рынок еще в апреле, однако из-за пандемии COVID-19 сроки открытия магазинов пришлось перенести. В перспективе датская сеть намерена открыть около 200 магазинов по всей России.
«Первые дни прошли очень хорошо, покупатели были, иногда больше, чем мы ожидали. В первые дни онлайн-продажи соразмерны продажам в магазине, что в рамках статистики, конечно, удивляет, хотя в наших реалиях, наверное, было ожидаемо», — рассказали в пресс-службе JYSK.
Наибольшей популярностью у покупателей пользовались товары для дома и товары для ванной комнаты, текстиль и товары для сна (подушки, одеяла).
Стерильные условия работы
Пандемия внесла коррективы в жизнь торговых центров — усиленная дезинфекция помещений, соблюдение социальной дистанции, покупатели и продавцы в масках и перчатках, кругом — антисептики и тепловизоры.
«Перед открытием всех комплексов были проведены соответствующие санитарные мероприятия, предписанные Роспотребнадзором. Это постоянная дезинфекция всех помещений, обеспечение бесконтактного измерения температуры сотрудникам, организация при входе мест обработки антисептиком рук, соблюдение социального дистанцирования, обеспечение персонала масками, перчатками», — рассказали в пресс-службе ГК «Ташир».
На территории ТРЦ «Европейский» было установлено более сотни диспенсеров с антисептиками, у входов — тепловизоры и дезинфекционные тоннели, в которых с помощью испарения дезинфицирующего раствора обрабатываются верхняя одежда и обувь посетителей. Подобные тоннели широко используются в Сингапуре.
Все сотрудники ТЦ перед началом работы и в течение дня проходят температурометрию, используют маски, перчатки и санитайзеры. Посетителей просят соблюдать дистанцию.
«Учитывая среднюю площадь наших магазина около 1,4–1.5 тыс. кв. м, с соблюдением социальной дистанции одновременно в них могут находиться порядка 150 человек, что больше числа посетителей в пиковые часы нагрузки — в дни распродаж или перед праздниками», — отметили в пресс-службе группы «М.Видео-Эльдорадо».
В магазинах «Леруа Мерлен» ограничили количество покупателей, одновременно находящихся в магазине, от 200 или 500 человек в зависимости от площади магазина. Сами покупатели, по словам представителей ТЦ, сознательно относятся к данным правилам, так как понимают, что сегодня безопасность является главным приоритетом.