Коммуналка онлайн: как PropTech меняет рынок ЖКХ
В 2019 году в мировой PropTech (Property Technologies — технологии в недвижимости) инвестировали $31,5 млрд, что в три раза превосходит показатели предыдущего, 2018 года. Львиная доля вложений приходится на страны Европы и Северной Америки. Например, жители Франции, Финляндии и Нидерландов уже не представляют, что придется вручную передавать показания счетчиков — данные с приборов учета собираются автоматически, а коммуналка оплачивается через мобильное приложение. Всевозможные датчики напоминают управляющим компаниям о сроках службы оборудования и сообщают о неисправностях.
В нашей стране сегодня работает свыше 60 тыс. управляющих организаций, но только 10% из них используют технологии в своих процессах. Поэтому ЖКХ в России является одной из самых потенциально перспективных сфер для применения технологий.
Очевидно, что будущее недвижимости невозможно без современных технологий. И те компании, которые продолжат работать в традиционной форме управления бизнесом, не смогут развиваться — их быстро обгонят и вытеснят с рынка молодые технологичные игроки. И вот почему.
Во-первых, 25 мая 2020 года вступил в силу Федеральный закон № 156, который внес изменения в Жилищный кодекс РФ в части проведения онлайн-голосования собственников помещений многоквартирных домов (МКД). Теперь закон позволяет жителям голосовать онлайн и существенно оптимизирует процедуру мероприятия. Формулировки вопросов повестки дня можно не вносить вручную, а выбрать из большой библиотеки, которая постоянно пополняется. Сервис сам подсчитывает голоса, бюллетени и протокол собрания формируются автоматически. Это упрощает работу с документами, сокращает время подготовки и затраты на проведение такого мероприятия.
Еще до вступления в силу изменений в ЖК РФ, первое дистанционное собрание собственников в мае провела управляющая компания из Перми. Собрание полностью соответствовало нормам Жилищного кодекса, кворум был набран, а само голосование длилось всего пять дней. Подготовка и проведение собрания в традиционной, очной форме, заняло бы не меньше 60 дней. По нашим прогнозам, с учетом принятых на государственном уровне мер доля компаний, которые проводят такие собрания онлайн, к 2022 году составит 80%.
Во-вторых, с 1 июля 2020 года все приборы учета электроэнергии перешли в ведение ресурсоснабжающих организаций. При этом по мере замены новые счетчики будут только умными, то есть подключаться к интеллектуальной системе учета. В новостройках такие приборы будут установлены сразу. Новая система максимально удобна для жителей — сдавать показания не нужно, они снимутся автоматически. А вот должникам стоит задуматься — поставщик электроэнергии теперь может отключать электричество дистанционно одним нажатием кнопки в своей программе.
В-третьих, технологии меняют стиль управления недвижимостью и помогают формировать у компаний новую культуру обслуживания. Цифровые сервисы уже сегодня на 30% снижают количество звонков в диспетчерскую. А во время пандемии управляющие организации, подключенные только к нашей системе, отметили рост онлайн-обращений более чем в два раза.
Другие колонки про PropTech
И наконец, технологии экономят время и управляющим компаниям, и — главное — жителям. Современный человек хочет тратить свободное время на самое важное: себя и семью. Походы в УК или ожидание сантехника в этот список, очевидно, не входят. Поэтому онлайн-сервисы управления квартирой становятся необходимостью. Оплатить ЖКУ, подать показания счетчиков, застраховать, вызвать мастера, заказать клининг, доставку воды, еды или цветов — все можно сделать в одном мобильном приложении, а затем видеть статус каждой заявки и общаться в чате с исполнителем. Здесь же обсуждают вопросы отдельно по каждому подъезду (не переживая, что в чате посторонний человек): можно познакомить детей из одного дома, продать парковочное место соседям или найти хозяина потерявшегося кота. Это первый шаг к созданию локальных комьюнити.
Кроме того, цифровизация процессов управляющих компаний дисциплинирует сбор платежей за коммунальные услуги и сокращает дебиторскую задолженность почти на 20%. По опыту наших клиентов, напоминание в приложении работает куда лучше, чем платежка в почтовом ящике. Счет после напоминания можно оплатить моментально, не отвлекаясь на другие дела, и долги за коммуналку при этом не копятся.
Технологичным, открытым, прозрачным УК доверяют и застройщики, они требовательны к компаниям, в которые передают на управление жилые объекты. Жители, видя работу УК, ассоциируют ее с именем застройщика. Если репутация у управляющей компании положительная, застройщик может рассчитывать на рекомендации и повторные продажи.
По прогнозам Glorax Infotech, объем инвестиций в перспективные PropTech-стартапы увеличится как минимум в два раза. По итогам 2020 года девелоперы и инвестиционные фонды вложат в новые технологии для рынка недвижимости до 1,5 млрд руб.
Таким образом, только компании, способные быстро адаптироваться к рыночным изменениям, в будущем удержат объем управления и будут масштабироваться. Что сложно: доля самого крупного игрока на рынке управления недвижимостью сегодня не превышает 5%.
Кроме того, последствия пандемии и развитие удаленного взаимодействия компаний и клиентов стимулируют рынок PropTech к созданию новых сегментов и ниш. Это происходит на всех этапах жизненного цикла недвижимости — от проектирования и строительства до продаж и управления.